Это удивительно и символично одновременно, что свой 80-й день рождения заслуженный артист России, народный артист Северной Осетии, лауреат Государственной премии им. К.Л.Хетагурова, актер Академического русского драматического театра им. Е.Вахтангова Николай Поляков будет отмечать именно в свой день рождения. Дело в том, что Николай Александрович родился в високосный год – 29 февраля 1940 года. Это значит, что день рождения в день своего рождения он отмечает только раз в четыре года...
А вот как артист Поляков родился, пожалуй, шестью годами позже, то есть где-то в 1946-м, когда шестилетний Коля пошел в первый класс Аду-Юртовской сельской школы (Аду-Юрт — местечко неподалеку от Грозного). И тогда же он впервые вышел на сцену, лихо исполняя песню «Ехал Ваня», которую тут же сам и инсценировал.
Учителя, заметив присущую мальчику любовь к сцене и раскрепощенность, старались задействовать его во всевозможных постановках. Будучи учеником третьего класса, Коля Поляков играл в школьном спектакле «Все хорошо, что хорошо кончается». А в четвертом классе на него обратила внимание учительница русского языка и литературы Нина Семеновна Сологуб, которая доверила своему талантливому протеже роль смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», чему он был несказанно рад.
В 14-летнем возрасте будущий артист перевелся в вечернюю школу и пошел работать на завод. В ту пору семья Поляковых уже проживала в Грозном. Николай принимал самое активное участие в клубной художественной самодеятельности: пел, читал стихи, конферировал. Во время вручения паспортов юным гражданам СССР прямо в милиции читал «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского. По такому случаю специально за ним присылали милицейскую машину...
Однако решение стать профессиональным артистом пришло не сразу, оно созрело после того, как Николай Поляков посмотрел спектакль «Женитьба Фигаро» грозненского русского театра. Он до сих пор в подробностях помнит, как зашел тогда за кулисы, чтобы спросить, где можно научиться так играть. Ему ответили, и вскоре он уже мчался в Москву поступать в ГИТИС.
Актерское мастерство сразу сдал на пятерку. А вот сценическую речь «завалил». Подвел казачий гэкающий говор и кавказский акцент. Так не солоно хлебавши Николай Поляков вернулся домой и поступил на работу куда бы вы думали? Правильно, в театр — во вспомогательный состав. «Учился правильно говорить по-русски: «Гуси гогочут, город горит. Всякая гадость на «г» говорит», – вспоминает он сегодня смеясь. И так долгих два года.
В 1962 году Николай Поляков поступил в ЛГИТМИК — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. В 1966-м получил диплом актера театра и кино, в котором было отмечено: «Показано играть русскую классику, особенно Островского». По распределению должен был поехать в Казань. Но директор и главный режиссер смоленского театра пригласили Николая Полякова к себе. Причем согласился взять на работу не только его самого, но и супругу артиста Валентину Александровну — ныне заведующую труппой нашего Русского театра. Так Поляковы оказались в Смоленске.
Потом из Смоленска переехали в Томск. Очень уж хотелось Николаю Александровичу побывать в Сибири. Вот и созвонился он с главным режиссером томского театра, который вынес свой вердикт: «Приезжайте».
А потом, как это часто бывает, потянуло домой — на Кавказ, хотелось быть поближе к родителям, которые жили в Грозном. Прежде чем принять окончательное решение, Николай Поляков посоветовался со своим другом Махмудом Эсамбаевым, стоит ли ехать в Орджоникидзе. Тот ответил: стоит, ведь там работает замечательный режиссер Зарифа Бритаева. Николай Александрович написал ей письмо. Бритаева прислала одобрительный ответ.
Первую свою роль на сцене нашего Русского театра — роль журналиста в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» — Николай Поляков запомнил навсегда. Врезался в память и образ белогвардейца Григория, одного из братьев в спектакле «Братья» по пьесе Хаджумара Цопанова... Сколько потом еще было разных постановок и разных ролей!
Зрителям запомнились созданные Николаем Поляковым образы профессора в «Халам-бунду» Юрия Полякова, Артура Фостора (пытающегося всеми правдами и неправдами вернуть свою жену) в спектакле «Сосед — соседка» по пьесе Джерома Чодорова, царя Петра в «Шуте Балакиреве» Григория Горина, Самсона Силыча Большова в «Банкроте» А.Островского, Хозяина в «Очень простой истории» Марии Ладо, Гуся в «Танго на закате» по М.Булгакову, дипломата в отставке Гаврюшина в спектакле «Как боги» по пьесе Юрия Полякова, деда в «Похороните меня за плинтусом» Марка Розовского по повести Павла Санаева и многие-многие другие.
Что вдохновляет актера при работе над ролью? Он уверяет, что сам материал, то, как написана роль и как ее трактует режиссер, с которым порой случаются и разногласия. Режиссеру, скажем, видится образ так, а Полякову иначе. Однако главное, к чему стремится актер, — быть правдоподобным. Ведь зритель очень остро чувствует фальшь. Поэтому в образ необходимо вдохнуть жизнь. Чем старше артист, уверен Николай Александрович, тем ему легче это дается. Уже не надо, скажем, объяснять, что чувствует и как передвигается человек, у которого болят коленные чашечки. Да и жизненный опыт помогает быстрее вживаться в роль.
Хотя, по большому счету, с правдоподобием у артиста Полякова никаких проблем не было никогда. Он достоверен, открыт, понятен зрителям и любим ими. Когда выходит на сцену, то либо вызывает смех до колик, если его персонаж комический, либо запасайтесь валидолом, дамы и господа, — это если персонаж трагический. Тогда зритель просто обречен прочувствовать это чужое «болит», как свое собственное...
В канун 80-летнего юбилея Николай Александрович, как всегда, ироничный, приветливый и легкий в общении, любезно соглашается ответить на некоторые интересующие нас вопросы.
– Из тех ролей, которые вы играете в настоящее время, у вас есть любимые?
– Все роли любимые. Это ерунда, когда говорят, что есть любимые, а есть нелюбимые роли. Все они дорогие, потому что рождаются в муках.
– Какую роль вы будете играть на своем бенефисе в честь 80-летнего юбилея?
– Для бенефиса выбран спектакль «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо, где я играю Хозяина. Вы смотрели этот спектакль?
– Смотрела, конечно. Очень добрый спектакль. Однако Хозяин – персонаж, скорее, отрицательный, нежели положительный. А какие роли вам больше по душе: положительные или отрицательные?
– Всякие роли, если они хорошие, если в них есть действие, динамика, развитие. Когда я работал в Томске, часто подлецов играл. Здесь играю героев разных, царей, в том числе в сказках. В настоящее время с удовольствием выхожу на сцену , превращаясь в Силу Ерофеевича Большова в «Банкроте» Островского, в Гуся в «Танго на закате» по Михаилу Булгакову, в выше упомянутого Хозяина в «Очень простой истории» Марии Ладо
– Кстати, о царях. Зрителям запомнился и полюбился созданный вами в свое время образ царя Петра в «Шуте Балакиреве» Григория Горина. Эта ваша роль была отмечена Государственной премией им. К. Л. Хетагурова. Каково оно – почувствовать себя царем?
– Роль Петра давалась мне трудно. Но оттого она и по-особенному дорога. Мне нравилось быть царем.
– Когда состоится ваш бенефис?
– Аккурат 29 февраля. Сначала спектакль, который начнется в час дня. В три часа он закончится. Потом, как заведено, будет чествование. А после уже, как водится, банкет.
– Знаю, что коллеги по театральному цеху подготовили для вас сюрпризы. В театре дружный, творческий коллектив. Скажите, а что для вас театр?
– Это вся моя жизнь. С детства я на сцене.
– А наш Русский театр?
– Это моя жизнь. Я 60 лет в театре и 45 из них на этой сцене.
– Что чувствуете накануне своего юбилея?
– Очень волнуюсь по поводу того, как пройдет 29 февраля спектакль.
– Вы все еще переживаете перед выходом на сцену?
– Конечно. Ведь это очень ответственно – возвещать что-то людям.
Ольга Резник