ВДРУГ КАК В СКАЗКЕ…

Ивана Васильевича Буншу и К все мы знаем по любимому фильму Леонида Гайдая. Знаменитому режиссеру удалось переместить и очень гармонично вписать булгаковских персонажей в Москву времен развитого социализма. Теперь настала пора эпохи автора. Казбек Джелиев «вернул» Ивана Васильевича в отчий дом (Михаил Булгаков одно время заведовал в Русском академическом театре им. Е. Вахтангова литературной частью) и однозначно завоевал сердце зрительской аудитории.
Веселый, добрый, яркий, красивый, комедийный (ах, как хотелось искрометной, простой комедии без политики, тяжелых сюжетов и подтекстов, назиданий и глубоких выводов!) – вот такой спектакль получился у Казбека Джелиева, который, кстати, выпускник осетинской студии легендарной «Щуки», на сцене не менее легендарного Русского театра. Это его дебют здесь, но творческий «багаж» имеется: Казбек – главный режиссер Государственного дигорского драматического театра, но ставит спектакли и в Дагестане, и в Южной Осетии.
«Я очень надеюсь, что удастся подарить зрителям маленький праздник, - делится постановщик своими замыслами с представителями СМИ. – Почему Булгаков? Как-то подумал, что история Русского театра тесно связана с именем писателя, а его нет в репертуаре. Предложил Владимиру Ивановичу (Владимир Уваров – директор и художественный руководитель театра, народный артист России), он согласился».
Джелиев намеренно взял пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич» - так она называется у автора. Пьеса-то малоизвестная, зато всеми любимый, супер популярный фильм Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» известен, так скажем, пошагово. Его можно смотреть с любого эпизода, а герои и цитаты давно ушли в народ.
Да, это, безусловно, вызов, эдакая профессиональная самоуверенность – «смогу». Испортить, недотянуть – раз плюнуть. Да и задача была такая – в основе не фильм, а первоисточник. И будьте добры, товарищи актеры, придумывайте свои образы. Собственные, а не гайдаевские. Есть и еще один посыл: машина времени, хоть она так называется, не дитя технического прогресса, а музыкальный инструмент – рояль, который посредством взятия аккордов перемещает «лиц» во времени. Вот взял и переместил в XVI век, когда на царстве сидел Иван Грозный.
Несмотря на отсутствие песен, ну разве что в конце спектакля, получился водевиль. И лично мне совсем не мешало, когда в некоторых интонациях нар. артиста РСО-Алания Роберта Кисиева, сыгравшего Ивана Васильевича, проскальзывали нотки гениального Юрия Яковлева. И вообще, на мой взгляд, получился удачный симбиоз двух эпох, нет, даже трех: царской, булгаковской 30-х годов и той, советской. Но Булгаков, конечно, был и еще как был. Ах, эти коммуналки, когда ты только собираешься чихнуть, а сосед уже услышал. Атмосферные, воспетые многими писателями. И главный над ними Управдом. Он в курсе всего, он вписывает, выписывает, казнит и милует. Въедливый, дотошный, нудный, но наделенный властью, а посему просим любить и жаловать. Вот такой и Бунша у Роберта Кисиева. Под стать ему и жена – первая дама в доме. Обязательно атласный халат и перья. Ульяну Андреевну отлично воплотила «в жизнь» заслуженная артистка России Наталья Серегина. Она и Марина Пагаева в роли Зины – яркие представительницы той самой незабываемой эпохи Вертинского, Ильфа и Петрова, когда «бриллиантовый дым разносился в дворницкой».
Обязательно надо отметить, что актерский ансамбль подобран великолепно. Ну, конечно, Шурик, он же Кока, он же Николай Тимофеев – это точно народный артист РСО- А Алан Цаллаев. Роберту Кисиеву нелепый Бунша вроде не свойственен, но актер намеренно уходит от амплуа «героя-любовника» и ищет себя в самых разных образах. Умен, хитер, находчив и чертовски привлекателен Жорж Милославский в исполнении Николая Мавроматидиса. Кстати, этот герой созвучен знаменитому Остапу Бендеру, чья гениальная деятельность пришлась примерно на эти же годы. Смешон и забавен дьяк Федор (засл. артист РСО- А Никита Верзилин). Впрочем, у каждого персонажа есть свой образ, свои «фишечки» и «вкусности». И это обоюдная заслуга и актера, и режиссера. Но Станислав Кибилов в роли Иоанна Грозного просто выше всяких похвал. Стать, мощь, голос, колорит – царь, просто царь! Он, безусловно, является находкой и украшением премьеры. Браво!
Спектакль получился усладой для души. Поводом для хорошего настроения. Под стать и костюмы, которые подчеркивают духовное содержание и манеру поведения персонажей, создают колорит времени. Конечно, Михаил Булгаков уж точно порадовался в этот день. Когда-то в репертуаре театра был замечательный спектакль «Зойкина квартира». Сегодня его эстафету подхватил «Иван Васильевич». Машина времени работает. «Вдруг как в сказке скрипнула дверь» и на сцене – лепота, а на душе – радость и свет.
Мила Рамонова

Вам может понравиться

Вся афиша

16+

Комедия

21 сентября в 18:00, Основная сцена

Лес

Купить билет

16+

Трагикомедия

6 октября в 18:00, Основная сцена

Кин IV

Купить билет

16+

13 октября в 18:00, Малая сцена

Биография

Купить билет