3 и 4 мая на малой сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова с успехом прошла премьера спектакля «Отражения, или Истинное» по произведению британского драматурга Тома Стоппарда. Его поставил режиссер из Новосибирска Алексей КРИКЛИВЫЙ. С ним читатели «СО» смогли познакомиться в одном из предыдущих номеров. Несмотря на сложность и многослойность пьесы, режиссеру и актерам удалось «дойти» до зрителя и получить его признание.
Хотя спектакль и не из разряда иммерсивных, во время просмотра создавалось впечатление, что зритель тоже участвует в перипетиях – камерное пространство позволяло публике наблюдать всю гамму чувств и бурю эмоций, которые отражали лица героев. Жизнь, любовь, измены, подозрения в виде диалогов и монологов разыгрывались на расстоянии вытянутой руки. Импровизированная сцена- подиум хоть и обозначала некие территориальные границы, ничуть не мешала какому- то особо проникновенному восприятию и возникновению чувства соучастия.
Том Стоппард – автор сложный, даже архисложный, он любит литературные головоломки, ребусы, смешение реального с нереальным. Причем все эти задачи умело «монтирует» в словесную игру, психологические конструкции, комические трюки, философские рассуждения. И мастерски ведет зрителя по заданному им вектору. Сложно назвать это сюжетной линией в общепринятых понятиях, она своя, авторская – в поисках Истинного среди множества отражений.
О чем спектакль? О жизни и любви, жизни и театре, жизни и литературе. Драматург Генри(народный артист РСО–А Алан Цаллаев) почти на протяжении всего действия в ироничной манере «подает» героев своего романа, но за этой манерой скрывается глубокое чувство к Анни, супруге его друга (заслуженная артистка РСО–А Зоя Бестаева), ответственность за рано повзрослевшую дочь (актрисы Анастасия Романова \ Диана Цораева). Но когда речь идет о любви, на первый план выходят вечные, старомодные понятия. И они побеждают ревность, подозрения, обиды. Настоящая, истинная любовь выше отражений – вот квинтэссенция произведения.
Отрадно, что в спектакле чувствуется время. Начало 80-х годов передано не только в антураже и одежде. Тут и присутствие политических волнений сначала за кадром, а потом и в кадре. В конце действия появляется колоритный бунтарь, затянутый в кожу Броуди (актер Николаус Мавроматидис). Не мог не появиться, слишком уже часто и выпукло упоминали о нем герои пьесы.
Весь актерский ансамбль, занятый в спектакле, заслуживает самых высоких похвал. Почти два часа на расстоянии вытянутой руки, да так что видны зрачки глаз, – такие превращения подвластны только мастерам. Сложнейший текст, очень извилистая дорога к Истине, и такая ясная и яркая игра нашей труппы. Конечно, неотъемлемой парой ансамбля являются народный артист РСО–А, заслуженный артист РЮО Роберт Кисиев в роли Макса и заслуженная артистка РСО–А Эльмира Бестаева в роли Шарлотты. Молодой актер Давид Бязров тоже отлично себя преподнес в роли молодого актера Билли. Все сложилось, все «сыгралось» в общую композицию, которую украсила музыка и большой экран на заднике сцены.
В заключение несколько слов о режиссере-постановщике Алексее Крикливом. Именно из его талантливого этюда в рамках театральной лаборатории вырос этот спектакль. Премьерная работа – результат понимания и взаимоуважения режиссера и актеров. Даже без слов было понятно: все происходит в удовольствие. Отсюда и зрительское восприятие. С интересом и любовью.
Тамара БУНТУРИ
Источник: Газета Северная Осетия №79 (29241) 6 мая 2025 года