ТОЛЬКО О ЛЮБВИ. НИ СЛОВА О ПОЛИТИКЕ

В начале мая владикавказскую публику ждет очередная премьера. На этот раз в Академическом русском театре им Е Вахтангова Надо отметить что наш город в последние годы очень богат на культурные мероприятия, причем самого высокого уровня Отсюда требования к выбору материала качеству постановок актерской игре постоянно растут. И вот тут крайне важно, что называется, не затеряться в череде событий, нащупать те струны которые музыкой отзовутся в сердцах зрителей и оставят после игры приятное послевкусие. Удастся ли это режиссеру из Новосибирска Алексею КРИКЛИВОМУ? Сегодня он гость редакции СО».

Алексей Крикливый долгие годы был главным режиссером Новосибирского академического молодежного театра «Гло бус». Сейчас занят в многочисленных театральных проектах, фестивалях, форумах, семинарах. Ведет активную преподавательскую деятельность, лауреат наград и премий. В настоящее время в малом зале Русского театра идут ре петиции спектакля «Отражение, или Истинное» по пьесе Тома Стоппарда.

– Алексей, какими судьбами вы оказались во Владикавказе?

– Полтора года назад на площадках Русского и Осетинского театров во Владикавказе проходила творческая лаборатория Театра Наций. Смысл проведения лаборатории заключался в том, чтобы познакомить театры с режиссерами и наоборот. Я был в числе приглашенных. В течение пяти дней мы делали эскизы и предлагали их для просмотра руководству театров. Мне поступило предложение от директора Русского театра Владимира Ивановича Уварова продолжить работу и поставить по пьесе Стоппарда полноценный спектакль. Потом шли договоры о сроках, и вот все свершилось. Мы работаем. Спасибо Владимиру Ивановичу, Белле Каргиновой за эту возможность.

– Вы уже тогда определились с актерским составом? Не будем его называть, сохраним интригу для зрителей. И расскажите о выборе материала.

– Состав не изменился, да и зерна сцен тоже. Но тогда мы делали только половину, сейчас должны освоить все, причем было время для перехода на новый уровень осмысления произведения. 27 марта в День театра мы возобновили наши встречи.
Почему Стоппард? Хочу сказать спасибо Русскому театру, потому что это было его предложение. У меня был опыт постановки Стоппарда. Это грандиозный автор, он «преследует» меня всю мою жизнь. Думаю, если бы не предложение от Влади мира Ивановича, я бы не рискнул. Пьеса ложится не на каждый театр, а потом не каждый театр рискнет работать с такой драматургией. При всей кажущейся простоте, если вы заглянете в текст, то спросите, а про что там вообще? «Хитрый» автор как бы «забалтывает» словами то, что там происходит. Иногда их можно отнести к графомании, а иногда они очень точные, и это зерно пьесы. В английском варианте произведение называется «Настоящее». Текст непростой, требующий качество артиста. Кроме того, у пьесы нет определенного жанра, как будто она все время куда-то прячется. И наша задача – сделать сложный материал простым и ясным. Спектакль идет без антракта, чтобы не потерять дыхание.

– Почти два часа без перерыва, и непростой материал, в котором можно «заблудиться», утратить понимание сюжета. Что можете сказать на этот счет?

– Никаких спецэффектов не будет. Удивлять намерены только актерским существованием, придумками, характерами. Все эффекты находятся в артистах. Игра будет проходить на расстоянии вытянутой руки. Все эмоции в глазах героев. Ищем способы существования вместе с актерами. Они замечательные. Еще раз спасибо Изабелле Каргиновой, она провела очень мощную подготовительную работу.

– Музыкальное сопровождение будет? Выбор зала неслучаен?

– Конечно. Музыка находится в природе пьесы. Пьеса на-писана автором в 1982 году, она немного автобиографична. Выбирали только камерное пространство. Большой зал мы даже не рассматривали. Хотя ее играют и на большой сцене.

– Вы долгое время были главным режиссером театра «Глобус» в Новосибирске. Есть ли принципиальные отличия нашей актерской среды и новосибирского театрального сообщества, школы?

– Безусловно. Темперамент совершенно другой. Ваши ребята очень «горячие», а пьеса английская. Еще они очень «слышащие», мы все стремимся понять друг друга для того, чтобы сделать одну большую работу. Я тоже чему-то у них учусь и где-то открываю пьесу заново, как бы снимая слои за слоями. Иногда пересматриваю свои прежние решения.

– Вам что-то удалось посмотреть из репертуара Русского театра? Какие впечатления? И есть ли желание продолжить сотрудничество?

– Что касается крайнего вопроса, то давайте не будем торо-питься, всему свое время. Скажу только, что когда я понял, что опять буду работать во Владикавказе и у меня уже билеты на руках, то испытал огромное чувство радости от предстоящей встречи с ребятами, театром. Я соскучился.

– Вы ставили во многих российских регионах. А какой он, наш Русский театр? Что у вас останется в памяти?

– Я думал над этим, но пока не могу сформулировать. Наверное, восторг. Восторг от людей. Очень хорошо помню свои пер-вые впечатления полтора года назад. Мне сразу понравились ребята, наш контакт, и даже если бы мою работу не выбрали, уже что-то хорошее случилось. А дальше мы могли либо про-должать, либо оставить в чувствах. Ваши актеры открытые, умеют дружить, причем, не переходя грань твоего личного пространства. Когда мы только начали читать пьесу, я увидел класс артиста. Он далеко не региональный, он серьезный. Было приятно и интересно общаться, разбираться в материале. Хорошая творческая атмосфера. Кстати, я ее ловлю и в театре.

– И в заключение. Какую реакцию на премьеру вы ждете от зрительного зала?

– Она в каждом спектакле своя. Я за аплодисменты. Это то, что остается от спектакля. Отклик. Знаю даже таких коллег, которые считают по секундомеру сколько длятся аплодисменты. Но иногда аплодисменты – только благодарность, асам спектакль настигает человека позже, когда он выходит из зала. Хочу, чтобы смыслы, которые заложили автор, режиссер, артисты, дошли до публики. Это любовь, верность, добро… Спойлер: конец хороший.

– Спасибо. Ждем премьеру.



Тамара БУНТУРИ

Источник: Газета Северная Осетия №74 (29236) 24 апреля 2025 года

Вам может понравиться

Вся афиша

16+

Музыкально-пластический спектакль

25 мая в 18:00, Основная сцена

Приличные девушки

Купить билет

16+

31 мая в 18:00, Основная сцена

Три сестры

Купить билет

12+

17 мая в 18:00, Основная сцена

Старший сын

Купить билет