…Алаверди, Ванадзор, Степанаван, Спитак и Ереван. С 4 по 14 октября на подмостках этих пяти городов Армении проходил 23-й международный фестиваль «Театральный Лори». Его творческая история взяла отсчет в 1979 году. За эти десятилетия фестиваль, родиной и центром проведения которого является Лорийская область Республики Армения (отсюда и его название), набрал вес и реноме на евразийском театральном пространстве – и сегодня для страны это уже культурное событие не «местечкового», не провинциального, а общенационального масштаба. В нынешнем году его организаторами выступили Министерство культуры Армении, администрация Лорийской области, муниципалитет города Алаверди, где 4 октября торжественно открылся фестиваль, Союз театральных деятелей Армении и Российский центр науки и культуры в Ереване. Участниками этого международного праздника сцены, в рамках которого были показаны свыше 30 спектаклей, стали театры из Японии, Ирана, Грузии и целое созвездие ведущих театральных коллективов Армении. А честь представлять на нем Россию выпала на сей раз владикавказскому Русскому академическому театру им. Е. Вахтангова, завоевавшему главный приз фестиваля – приз имени народного артиста СССР Грачья Капланяна. – Для нашего театра это не просто большое и очень приятное событие. Это была первая наша поездка в Армению – и впечатления от нее остались потрясающие. Фестиваль, о котором идет речь – это представительный, серьезный и мощный театральный форум с широкой географией. Хотя его организаторы и вздыхали, что именно в нынешнем году его размах из-за того, что на дворе – кризис, получился намного скромнее, чем обычно, – поделился с «СО» худрук и директор Русского театра, народный артист РФ Владимир Уваров. – Японцы, иранцы, Тбилисский русский академический театр имени Грибоедова, Ереванский государственный русский драмтеатр имени Станиславского, ереванские Театр киноактера и Театр музкомедии – состав его участников был очень сильным и интересным. Присутствовали на открытии фестиваля и Посол РФ в Республике Армения Иван Волынкин, и представители российского консульства в Ереване и «Россотрудничества». А мы повезли на «Театральный Лори» два спектакля: «Метод Гренхольма» Гальсерана, который показали в Ванадзоре, – бывшем Кировакане, и «За закрытыми дверями» Сартра – его мы отыграли в Алаверди. На этих двух постановках, идущих на «малой» сцене Русского театра, мы остановились не случайно. Во-первых, хотели посмотреть, что у фестиваля за уровень, а во-вторых – минимизировать расходы по перевозке декораций через две границы. А еще очень надеялись: эта поездка поможет нам укрепить дружеские контакты с нашими армянскими коллегами и вывести Русский театр на новые горизонты международного сотрудничества в области театрального искусства. Но действительность превзошла в итоге все наши самые смелые надежды и ожидания. Принимала нас армянская публика с восторгом. Представители Минкульта Армении и Ванадзорского госдрамтеатра имени Ованеса Абеляна заявили, что непременно организуют в Армении большие гастроли нашего театра. А мэр города Алаверди заверил: «На следующий, 24-й фестиваль «Театральный Лори», который пройдет у нас через два года, вы уже приглашены!..» Кстати, привез Русский театр в Осетию с этого фестиваля еще один диплом, получить который нам было вдвойне дорого – «За восстановление культурных связей между городами Алаверди и Владикавказ». В этом городе действует крупный медеплавильный завод, один из старейших в СНГ – и он, в свое время, очень дружил с нашим заводом «Электроцинк». Но сейчас Алаверди и Владикавказ как-то друг от друга отдалились, и наши хозяева признались: им очень хотелось бы эти контакты возродить. Прошла у нас с главным режиссером Русского театра Валерием Поповым в рамках фестиваля еще и встреча со студентами Ереванского театрального института. Кстати, выяснилось: тем, что Евгений Багратионович Вахтангов, чье имя носит наш театр – их земляк, в Армении очень гордятся, но ассоциируют эту фигуру, в основном, только с Москвой. А о том, что у Вахтангова – владикавказские корни и что его путь в режиссуру начался именно в стенах нашего театра, сегодня там мало кто знает. И это для людей, с которыми мы встречались и по-дружески общались в Армении, сплошь и рядом звучало тоже как настоящее откровение. А когда, выступая на церемонии закрытия фестиваля, я сказал со сцены о том, что на мемориале «Город ангелов» в Беслане стоит среди других пронзительнейших памятников жертвам той страшной трагедии обелиск, на котором высечено: «Детям Беслана – от народа Армении», и напомнил, какие тесные многовековые связи. духовные, культурные и человеческие, соединяют Осетию, Россию и Армению, зал просто взорвался овациями… Так что поездки на такие фестивали очень нужны еще и для того чтобы эти незримые мосты, соединяющие нас, становились прочнее… Е. Толоконникова