Заголовок избит и банален, но очень точен. И поэтому я выбираю его, ведь речь пойдет о человеке, для которого работа, а вернее, служение, уже давно окончательно и бесповоротно смешалась с жизнью. О таких говорят – счастливые. А еще их мало. Штучные люди.
5 октября свой красивый юбилей отмечает народный артист РФ, народный артист РСО – Алания, директор и художественный руководитель Русского академического театра им. Е. Вахтангова Владимир Уваров. Не буду говорить, сколько «набежало», просто юбилей. И почти 40 лет во Владикавказе, в Русском академическом театре. Актер, художественный руководитель, директор, в последнее время опять актер, чему мы, зрители, несказанно рады… Вот только режиссерское стремление не припомню. Да в принципе, театр – это большая семья, где раскинулось огромное поле для режиссуры. Только успевай за всем: и на сцене, и на хозяйстве, и в общественном пространстве, иначе механизм даст сбой и пойдут трещины, мешающие яркой бесперебойной деятельности славного коллектива во имя искусства.
Владимир Иванович – стратег, Наполеон, недаром это его одна из любимых ролей. Иначе нельзя, сегодня, чтобы быть на плаву, быть интересным публике надо охватывать необъятное: продумывать репертуар, приглашать режиссеров, находить ключ к актерам старой гвардии, воспитывать молодежь, делать ремонт помещений, приобретать реквизит, продавать билеты и много – много чего еще. Уваров знает в театре все и всех. Эдакий играющий центрфорвард. Все стекается к нему, он – генератор идей, советчик, исполнитель тоже он. Откуда энергия? От беззаветной любви. Никакой конъюнктуры, никакого компромисса. Только любовь, огромная, порой сентиментальная, до слез в глазах, такая, которая покоряет собой всех вокруг.
Мне много раз приходилось по долгу службы и просто так беседовать с Владимиром Уваровым. Он всегда энергичен, эмоционален, дружелюбен. О театре и актерах может говорить часами, нет, сутками. Ответ на поставленный вопрос, как правило, уходит в такие заоблачные дали: в воспоминания, иногда в яростные отзывы, иногда в анекдоты. Всегда искренне, живо, без скидок на занятость. А как он переживает за спектакль, за актеров. Понимая это и любя большой любовью Русский театр, я давно дала себе зарок: никогда не буду писать негатив, даже если что – то не совсем понравилось. Ну, во – первых, делать это профессионально могут только дипломированные критики, а никак не диванные эксперты. Во – вторых, театр – это искусство, и понимание сути этого искусства, его восприятие у каждого человека свое. Что-то не понял, зевнул, поищи причины в себе. А еще творческих людей надо хвалить, не для того, чтобы зазнался, нет, умный сам все про себя поймет, а чтобы у него выросли крылья. И чтобы он парил над сценой. Но, признаюсь, за всю мою дружбу с театром, таких моментов было крайне мало, если они и были. На сцене всегда высокий уровень мастерства, духовность, талант, горящие глаза и истинное партнерство.
Еще великий Толстой поставил вопрос о личности в истории. В Русском театре без вопросов. Не было бы Уварова, не было бы театра такого, какой мы имеем сейчас. Пишу эти строки в предвкушении большого праздника: на днях премьера Елены Невежиной, и мы уже приглашены.
«Ну как тебе?», - много – много раз спрашивал меня Владимир Иванович после очередной премьеры, а Русский театр всегда работает стремительно, за год выпуская по 4-5 спектаклей, пополняя свой репертуар классикой, комедиями, трагедиями, мюзиклами, всем, кроме пошлости и тупости. Наверное, и сейчас спросит. Он всегда смотрит с бельэтажа, невидимый публикой, и не только на сцену, но и в зал, вглядываясь в лица, читая эмоции. Ему это важно. Очень важно. Как и то, как поменяли обивку кресел, оциклевали старенький паркет… А уж когда приобрели вращающийся круг для сцены… Он демонстрировал весь механизм и радовался, как ребенок новым техническим, а значит. и творческим возможностям.
Сегодня Русский театр – это явление и далеко не только в Северной Осетии. Его знают и любят в столице, во многих российских городах. Впереди грандиозный юбилей – 150 лет со дня рождения, и уже вовсю идет подготовка к нему. Все должно быть достойно, иначе зачем? Уваров – перфекционист, а поэтому каждая деталь, каждый штрих должен быть исполнен только на «отлично».
Ловлю себя на мысли: с ним непросто. Очень непросто. Требовательный, взрывной, но… Требовательный, прежде всего к себе, взрывной, вспыльчивый, но потом сто раз отходчивый. А по – другому как? Иначе не будет результата.
Что пожелать? Конечно, здоровья, бодрости, энергии, воплощения и на сцене, и в жизни всего задуманного, понимающих людей рядом. И новых сезонов, без которых мы, благодарные и преданные зрители, уже просто себя не мыслим. В зале медленно гаснет свет, зрители уже заняли свои места и приставные стулья, сейчас откроется тяжелый бархатный занавес и…сердце приятно замерло. Пусть так и будет.
Тамара Бунтури