Странные добрые люди…

В Русском театре состоялся премьерный показ спектакля "Три сестры" по пьесе Антона Павловича Чехова.

Времена такие, что, возможно, это имя для кого-то ничего уже не значит. Ну, а для кого-то он – все еще часть живой русской культуры, для них постановка его пьесы стала событием. Слово "классика" давно "затаскано", и объяснить вечную молодость того или иного великого произведения сможет не каждый учитель словесности в современной школе. Тем приятнее понимание, что на сцене Русского театра нашими актерами в удивительно тонкой режиссуре Беллы Каргиновой был представлен живой и абсолютно современный Чехов.

Современный человек "современен" кучей технических побрякушек и иными подробностями окружающего быта. Но текст, написанный более 100 лет назад, вдруг оживает реальными чувствами, переживаниями, страхами, надеждами, иллюзиями, заставляя чуть ли не до боли ощутить, что нам рассказывают не о прошлом, а о самом что ни есть нашем настоящем. Именно поэтому – вневременная условность сценографии, подробностей костюмов персонажей спектакля. Чехов передал тревожное ощущение хрупкости своего времени, страхи и радость ожидания и предчувствия перемен, слом привычного и беззащитность во внезапно меняющемся мире. И все это – на самом обычном бытовом уровне, через судьбы самых на самом деле заурядных людей. Но драма именно их жизни вдруг отзывается острым ощущением, что это – и о тебе, о твоих близких и окружающих. Что чувства и переживания самого обычного человека могут подняться до накала трагедии. А ведь, по сути, мы видим милых и совсем не подлых людей. И даже Наталью Ивановну, жену Прозорова, родного брата трех сестер, можно понять. Ведь мягкость и бесхребетность ее мужа рисуют совсем не положительного персонажа. Это игра Никиты Верзилина вызывает сочувствие к его герою. Но на самом деле он предал своих сестер: спустил все деньги в игре в карты, заложив дом без всякой надежды выкупить его. Он понимает свою вину перед сестрами, но не помощь предлагает им перед реальностью потери их общего дома, а сам ждет их сочувствия.

Странные добрые люди живут в этом доме и приходят в него. Они много говорят о любви, желании работать и делать что-то полезное. А их поступки разрушают любовь и показывают невозможность что-то изменить. Дом, как символ их привычного мира, рушится. Он вдруг становится неуютным практически для всех его обитателей. И даже "победившая" Наталья Ивановна может остаться на пепелище (наверное, не случайно все вдруг говорят о бушующих в окрестностях пожарах), потому что дом безнадежно заложен ее мужем.

Может, в этом и есть главный смысл пьесы Чехова: добрые и интеллигентные люди, чувствующие перемены, призывающие их и при этом неспособные в них жить, становящиеся их первыми жертвами.

Чехов на самом деле сложен. И когда не справляются с его сложностью – скучен. Но представленный актерами и Беллой Каргиновой, он был живым и пульсировавшим энергией и смыслами современной жизни.

Яркие характеры – как свидетельство индивидуального мастерства актеров и удивительная органика сложнейших ансамблевых сцен. Все это и стало настоящим театральным событием, которому минут десять зал аплодировал стоя.

Наш Русский театр умеет удивлять и радовать. А когда на сцене видишь органичный сплав из актеров разных поколений, понимаешь, что у него есть будущее. И это ощущение становится главным чувством после каждого очередного подобного спектакля.

Автор: Эдуард Дауров

Вам может понравиться

Вся афиша

0+

14 апреля в 11:00, Основная сцена

Волшебная лампа Аладдина

Купить билет

16+

25 апреля в 18:00, Малая сцена

Метод Грёнхольма

Купить билет

16+

Трагикомедия

14 апреля в 18:00, Основная сцена

Кин IV

Купить билет