Рецензия Тамары Бунтури на спектакль «Шпинат с жареной картошкой».

А судьи кто? Тоже люди

5 и 6 марта в Русском академическом театре им. Е. Вахтангова состоится премьера спектакля «Шпинат с жареной картошкой» по пьесе венгерского драматурга Золтана Эгреши. Режиссер – постановщик – заслуженный деятель искусств РСО – А Богдан Петканин (Болгария).

Богдан Петканин хорошо известен во Владикавказе по ряду резонансных премьер, которыми он радовал местную публику на протяжении последних лет. За какой материал он бы ни брался, какой бы жанр ни пробовал, везде ему сопутствовали успех и зрительская любовь. Почему? Думаю, дело в особом авторском подходе, тонком, вдумчивом, без ссылки на мелочи (таковые для Богдана не существуют), в постоянном поиске для «вкрапления» в сюжет интересных «фишек», лучше всяких слов и фраз характеризующих героев, в ощущении целостности постановки, когда одно следует из другого и не требует каких-то излишних догадок. В общем, творит Мастер, а нам остается наслаждаться его работами.
Что сейчас? Футбол, любимый миллионами. Но не на трибунах стадиона, не на экранах телевизора. А в раздевалке судейской бригады провинциального городка в принципе любой страны мира. И эта условная раздевалка расположилась на сцене драматического театра и, добавлю, в очень непростое, прямо скажем, не комическое время, а «Шпинат…» - ярко выраженная комедия из жизни. Режиссер, безусловно, рисковал, и дело тут не только в выборе специфической темы, но и в очень ограниченном количестве героев. Их трое, и они все главные, несмотря на предлагаемую нам иерархию.

Итак, Мелкий, он же главный судья матча – нар. арт. РСО - Алания Алан Цаллаев, амбициозный, целеустремленный, уверенный в себе, мечтающий о блестящей карьере рефери. Мыло, боковой судья, бывший футболист и бывший главный судья, ненавидящий Мелкого - засл. арт. РСО – Алания Никита Верзилин, Артист, второй боковой судья, нар. арт. РСО – Алания Роберт Кисиев, неудачник, поэт в душе, и несмотря на перипетии судьбы, сохранивший в себе честь и веру в любовь. Что интересно? Судейская тройка, казалось бы, само спокойствие и справедливость, пример самообладания и выдержки, профессионализма и спортивного поведения, на самом деле кипит страстями, да ладно бы еще закулисными, то бишь раздевалочными, так нет, они вырываются на поле и превалируют над самой игрой. И дело тут уже совсем не до матча и не до игроков: каждый судья пытается решать на поле свою личную задачу. Мелкий грезит о работе в ФИФА и УЕФА, Мыло – отомстить Мелкому за несостоявшуюся карьеру и отсутствие денег, Артист сражается с тошнотой, вызванной злоупотреблением спиртным, и страдает от ухода любимой женщины Марианны, которая, как оказывается, не отличается постоянством, но картошку жарила только ему, Артисту, и никому другому. И этот факт – свидетельство его превосходства в глазах Марианны. И ее любви. Только ему и никому другому.
За час с лишним, пока идет комедия, зритель становится очевидцем взлетов и падений трех абсолютно разных людей. Финал футбольного матча в финале пьесы их как бы уравнивает : футбольное поле превращается в поле жизни, где ценности иные, гораздо шире и сложнее, чем на игровом периметре. И не все так очевидно, кто на нем главный, а кто боковой.

Хочется отметить работу актеров. Это настоящее трио. Театральное. Они давно играют вместе и отлично ощущают свое партнерство. Сыгранность – их главный козырь. И на него «навешиваются» всякие атрибуты в виде фирменной проходочки Артиста или меткого попадания втулкой от туалетной бумаги в корзину Мелким. Многократные, пардон, плевки в стакан с кофе от Мыла характеризуют его лучше чего – либо другого: опустившегося, трусливого, завистливого.

Безусловно, это гротеск. Вряд ли в судейских раздевалках бушуют такие страсти и проворачиваются такие интриги. Но автор комедии и режиссер- постановщик решили еще раз, вот в такой нестандартной форме поговорить с нами, зрителями, о любви, о чести и достоинстве, о карьере и путях ее достижения. В общем, обо всем, что волнует на всех полях, без исключения. И у них это получилось

Тамара Бунтури

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

Драма

4 мая в 18:00, Основная сцена

Сотворившая чудо

Купить билет

16+

25 апреля в 18:00, Малая сцена

Метод Грёнхольма

Купить билет