Рецензия Ольги Резник на спектакль «Шпинат с жареной картошкой». Удар, еще удар... и маски сорваны

Оказывается, футбольные страсти, причем самые что ни на есть настоящие, могут кипеть не только на игровом поле, но и на сцене, в чем воочию убедились зрители, побывавшие на премьере «спортивной комедии из жизни футбольных рефери» венгерского драматурга Золтана Эгриши «Шпинат с жареной картошкой» в постановке болгарского режиссера, заслуженного деятеля искусств РСО-Алания Богдана Петканина (это уже пятая по счету и, дай бог, не последняя постановка талантливого болгарина на сцене владикавказского Русского театра).

На то, что действие происходит в Венгрии (в обычной спортивной раздевалке провинциального стадиона, и так на протяжении двух действий) намекает разве что звучащий в самом начале спектакля Венгерский танец № 5 Иоганнеса Брамса. Как тут не вспомнить «Любите ли вы Брамса?» Франсуазы Саган? Впрочем, это не про любовь, это совсем другая история, которая могла случиться где угодно и с кем угодно, отнюдь не только с футбольными судьями. Тем и любопытна ситуация, тем и интересны характеры – кстати, весьма типичные. Настолько типичные, что каждый из нас легко узнает кого-то из знакомых в персонажах «Шпината с жареной картошкой».

Надо отдать должное и драматургу, и режиссеру-постановщику спектакля, которые на поверку оказались блестящими психологами, с легкостью разбирающимися в людских психотипах. И все это на фоне разыгрывающейся на сцене увлекательной комедии, довольно забавной, вызывающей смех в зрительном зале, но в то же время весьма и весьма глубокой. И до глубины этой, вывернув все наизнанку, докопались занятые в постановке актеры (на протяжении двух действий их всего трое), которые мастерски воплотили в жизнь замыслы драматурга и режиссера. Оттого и роли свои они сыграли настолько выпукло, что в результате получились не только достоверно-типичные, но и весьма запоминающиеся образы.

Я намеренно начну не с первого появляющегося на сцене персонажа – о нем разговор особый, – а с того, кто заходит в спортивную раздевалку вторым. Это боковой судья по кличке Артист, роль которого играет заслуженный артист РСО-Алания Роберт Кисиев, выступающий на сей раз в несвойственном ему амплуа. Зрители привыкли видеть Роберта то героем-любовником, даже если этот герой приспособленец и негодяй, он все равно любимец, то вершащим судьбы других людей повелителем, то… Но уж никак не слагающим стихи сентиментальным абьюзером, этаким пьющим философом. Надо сказать, что на сей раз актер играет типичного меланхолика, и как играет! Его Артист в комедии немногословен. Однако весьма красноречив даже без слов: то он сидит, поджав ноги, то ходит на полусогнутых, неуверенно ступая с похмелья. Весь вид Артиста будто кричит о том, чтобы его оставили в покое, потому что человеку плохо! А плохо оттого, что его покинула любимая женщина Марианна, которая ушла к другому. Вот меланхолик Артист и топит свое горе в вине или каком-то другом горячительном напитке, не может взять себя в руки, приходит на работу с бодуна. В сущности, Артист – добрый малый. Да еще и красавчик! Высокий, усатый, фактурный, он, как все большие люди, незлобив. Только однажды Артист кидается на своего коллегу Мыло с кулаками: когда узнает, что тот был близок с его Марианной. Но тут же довольный успокаивается, выяснив, что ни для одного из соперников Марианна не готовила шпинат с жареной картошкой, какой готовила для него. Отсюда, собственно, и название комедии. Артист, между тем, несмотря на его вредную привычку, оказывается самым положительным героем этой футбольной заварушки. А все потому, что добродушен и полон любви даже к тем, кто ее, по большому счету, не заслуживает.

Другой герой спортивного закулисья – главный судья Лацио по кличке Мелкий, роль которого играет народный артист республики Алан Цаллаев. Лацио – типичный нарцисс Он настолько зациклен на себе любимом, настолько увлечен самолюбованием (то играет мускулами перед зеркалом, то напоказ отжимается, то, чувствуя себя звездой кино, произносит пафосные речи, подчеркивающие его состоятельность и превосходство), что не замечает затаившегося рядом недоброжелателя, готового нанести удар в спину. Нарциссы – они такие: кроме себя любимых никого не замечают. А зря!

Потому что рядом с Артистом и Лацио настоящий злодей. Это боковой судья, которого все называют Мыло, потому что скользкий, как мыло, и потому еще, что «грязь к мылу лепится». Все нюансы этой по части пакостей многогранной личности до зрителей от сцены к сцене старательно доносит заслуженный артист РСО-Алания Никита Верзилин. Мыло не только недовольный всем и вся завистник, как может показаться на первый взгляд, он настоящий подлец! Да, он завидует, в первую очередь, Мелкому, потому что у того есть дом, работа, деньги. Даже Артисту – потому что ему есть где жить. А вот у самого же Мыла не сложилась ни футбольная (он начинал как футболист), ни судейская (его разжаловали из главных судий в боковые за подозрение в подкупе) карьера, ни личная жизнь. Вот Мыло и мстит другим за свои неудачи. Сначала мелко пакостит, плюя и стряхивая пепел в стакан с кофе Мелкого, вытирая пол его же фешенебельным пальто. А потом совершает подлость: незаметно вытаскивает желтую карточку из кармана главного судьи, который во время игры не замечает подставы и пять раз поднимает красную карточку, думая что она желтая. Для тех, кто не в теме, поясню: желтая – предупреждение, красная – удаление с поля за серьезное нарушение. То есть после такого «справедливого» судейства на карьере мечтающего о ФИФА Мелкого можно смело ставить крест. Потому, обращаясь к Мылу, Лацио и восклицает: «Я не виноват в твоих неудачах, а ты делаешь все, чтобы у меня ничего не получилось!» Да, удалось Мылу усыпить бдительность Мелкого похвалами, ведь в глаза он восхищался им, льстя и лицемеря (а нарциссу только того и надо), а за глаза говорил гадости, плел интриги, причем Мелкому наговаривал на Артиста, Артисту – на Мелкого, дабы столкнуть их лбами. Увы, есть такие люди, изворотливые до предела, не гнушающиеся ничем ради достижения своих целей, они врут, как дышат. И ясное море, что доверять им нельзя, а вот дистанцироваться по мере возможности необходимо.
Вы тоже встречались с такими в реальной жизни? Не правда ли, узнаваемый типаж? Психологи для обозначения людей подобного психотипа придумали даже специальный термин – макивеиллисты. Это – холодные, расчетливые манипуляторы, лживые и льстивые интриганы, все рассматривающие с точки зрения своей выгоды, карьеристы, которые ни перед чем не остановятся, перешагнут через любого.

Вот и получается, что комедия Золтана Эгриши в постановке Богдана Петканина, помимо всего прочего, еще и поучительна, ибо предостерегает от беспечной неразборчивости в людях, которые могут быть и подлыми, и самовлюбленными, и слабыми… Конечно, как во всякой комедии, в «Шпинате с жареной картошкой» полно комичных сцен. Но, даже несмотря на это, слегка перефразировав классика, впору воскликнуть: «Над кем смеемся? Над собой смеемся!»

Ольга Резник

Вам может понравиться

Вся афиша

16+

18 января в 18:00, Основная сцена

Любовные игры Сары и Элеоноры

Купить билет

16+

Трагикомедия

15 декабря в 18:00, Основная сцена

Кин IV

Купить билет

0+

Сказка

4 января в 11:00, Основная сцена

Конек-Горбунок

Купить билет