Премьера
ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА
Вчера на малой сцене Русского академического театра имени Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля по одноименной пьесе каталонского драматурга Жорди Галсерана «Метод Гренхольма». А накануне на генеральном прогоне игру молодых актеров оценивали их коллеги, журналисты, студенты и школьники, любящие искусство Мельпомены.
Идея постановки интеллектуального триллера возникла осенью прошлого года, когда в культурную жизнь республики ворвался десант экспериментальной творческой лаборатории Олега Лоевского. И среди молодых талантливых режиссеров – Павел Зобнин, который запомнился не только замечательным «черновиком» трехдневного изготовления, но и тем фактом, что Павел не посещает разного рода пресс-конференций и не дает интервью. Уже тогда «Метод Гренхольма», чем-то напоминающий знаменитые «10 негритят» Агаты Кристи, зацепил аудиторию современной тематикой, головокружительными сюжетными поворотами и высоким градусом увлекательного напряжения, ведь до последнего момента двухчасового действа непонятна развязка.
Великолепный квартет из молодых актеров труппы: Роберт Кисиев, Алан Цаллаев, заслуженный артист РСО-А Антон Тогоев, Эльмира Бестаева (второй состав Мария Федорович) отлично справились с поставленной задачей. Им удалось настолько «пропитаться» своими героями – хотя репетиции шли всего несколько дней, что, казалось, это и есть мадридские соискатели ну очень статусной должности топ-менеджера крупной компании.
По сюжету претенденты-конкуренты должны пройти тесты на так называемую профпригодность, хотя именно об этом качестве разговор и не идет. Современная корпоративная культура при отборе предлагает с помощью различных примочек вывернуть человека наизнанку, а его конкурентам воспользоваться «обнаженным» телом, чтобы казнить или миловать. Во избежание стороннего вмешательства фирма решила давать задания посредством письма, заперев соискателей в зале, как пауков в банке.
Впрочем, тема спектакля не нова. Борьба за место под солнцем была во все времена. Методы борьбы были самыми различными, кому насколько позволит совесть. Казалось бы, красавец Фернандо (Роберт Кисиев) своим цинизмом и беспринципностью уже убил наповал своих «приятелей», ан нет. Сработал метод бумеранга: ты бьешь наотмашь, а тебя твоим же оружием бьют еще сильнее. Монолог о родителях в блестящем исполнении Кисиева дает нам возможность хотя бы на несколько минут поверить, что и у негодяя есть что-то похожее на жалость и сострадание.
Пожалуй, слово «виртуозно» можно применить ко всему, что происходило на сцене. Очень мастерски, тонко были поданы образы. И мы, зрители, верим, верим, верим. «Этот материал заставляет думать, и это замечательно, – делится своими впечатлениями директор и художественный руководитель театра Владимир Уваров. – Пьеса достаточно жесткая, но сегодня мы такие, такова наша жизнь, наши отношения. Особенно в мире, где крутятся большие деньги. Но пьеса доказывает: и в нашем жестком мире не все меряется рублем. Есть еще место милосердию и состраданию».
Главная задача современного театра – воспитывать зрителя, пробуждать в нем лучшие качества, призывать думать и размышлять, делать выводы самостоятельно, вопреки навязанной нам извне логистике. Что показывает пьеса? Здесь есть много генеральных линий, которые можно обсуждать, и одна из них – эффект бумеранга: по-русски приблизительно трактуется следующим образом: «не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Концовка очень неожиданна, как, впрочем, и все действие. Очень верно выбран формат малой сцены. Наблюдение «под лупой» каждого взгляда, каждой фразы и отсутствие антракта создает условия для возникновения такого накала в зале, такой химии, что просто не можешь оторвать взгляд и слух от интеллектуальной битвы.
Тамара Бунтури