Особенности кавказкой театральной «кухни» с русским акцентом

Смоленск оказал горячий прием труппе из Владикавказа, со спектаклями которой зрители могут познакомиться на Большой сцене драматического театра. За шесть гастрольных дней смоляне увидят спектакли по Михаилу Булгакову, Зиновию Сагалову, Франсису Веберу и детскую постановку по мотивам русских народных сказок. Напоминаем, что визит Академического русского театра имени Вахтангова проходит в рамках федерального проекта «Большие гастроли».
Русские горцы с радостью поделились с журналистами пряными секретами своей театральной «кухни».

 Вахтангов, Булгаков, Коста Хетагуров и граф Лорис – Меликов

- В следующем году нашему театру, который ведет свою историю от великого наместника Кавказа, графа Михаила Лорис – Меликова, исполнится 155 лет, - говорит народный артист России и Республики Северная Осетия - Алания, художественный руководитель Академического русского театра имени Евгения Вахтангова Владимир Уваров- Именно Михаил Тариэлович обосновал необходимость создания в Осетии русского театра, который объединит разноплеменные народы единым языком. В 1871 году это произошло. Лорис – Меликов, которого мы считаем отцом и родоначальником нашего театра, недолгое время занимал должность министра внутренних дел России, был уважаем императором Александром II и написал первую российскую Конституцию.

Первые шаги на подмостки Владикавказа сделал и маленький Женя Вахтангов. Он решился на отчаянный шаг, потому что его отец, достаточно состоятельный человек, который занимался торговлей табаком, испытывал дикую, поистине деспотичную нелюбовь к театральному искусству. Баграт Вахтангов люто ненавидел само слово «театр»! Когда он шел по Владикавказу и видел афишу с именем своего сына, в ярости переходил на другую сторону дороги.

Он запрещал жене посещать постановки, и мама Жени куталась в персидскую шаль, чтобы ее не узнали, и тайком ходила в театр. А там, в буфете, подавали вкуснейшие блины с икрой…

Мы гордимся, что Михаил Афанасьевич Булгаков также имеет непосредственное отношение к Владикавказу. Будучи военным врачом, он попал в наш город с белой армией. Лечил офицеров от брюшного тифа и сам заразился инфекцией. Когда вышел из тифозного бреда, с удивлением обнаружил: белогвардейцев отбросили, кругом висят красные флаги. Булгаков был вынужден задержаться во Владикавказе. Его заставил писать голод – Михаилу Афанасьевичу элементарно не на что было жить, и первые четыре пьесы он написал для русского театра, где возглавил литературную часть. Кстати, «Братья Турбины» - изначальное название пьесы, которую поставили в нашем театре.

Гордость Северной Осетии, основоположник осетинского языка и литературы Коста Хетагуров имел хорошее художественное образование. Он закончил петербуржскую Академию Художеств и был дружен с великим русским передвижником Николаем Александровичем Ярошенко, написавшим полотно «Всюду жизнь». В качестве художника-декоратора Коста оформил несколько спектаклей, поставленных в русском театре Владикавказа. Он первым применил революционный в то время метод – фактически выполнил декорации в… 3D!

         «Нашего зрителя театральным «фаст – фудом» не удивишь»

- Во Владикавказе семь государственных театров и великое множество маленьких, самодеятельных коллективов, поэтому нашего зрителя в хорошем смысле слова можно назвать искушенным и избалованным, - призналась главный режиссер, заслуженный деятель культуры Республики Северная Осетия-Алания Изабелла Каргинова. - Его очень трудно провести, театральным «фаст – фудом» не удивишь. Конечно же, он отдаст должное коллективу, который работает на сцене, но отклика не будет.

Зритель любит искренний театр - не сиюминутный, на потребу дня. Мы говорим о вечных ценностях, тем и современны.

Труппа театра изобилует сильнейшими артистами, и наши возможности ограничены лишь технической спецификой, фантазией режиссеров и нюансами драматургии. Все они обладают прекрасными вокальными данными, профессионально поют и способны работать под «минус», что позволяет выбирать разнообразный и многожанровый материал.

Я не люблю понятие «синтетический артист» - в этом есть нечто противоестественное, но мои коллеги действительно могут все.

          «Терпеть не могу слово «провинциальный»!»

- Спасибо федеральному проекту «Большие гастроли»! Правда, изначально эта инициатива поддерживала исключительно театры Москвы и Петербурга, - не скрывает Владимир Иванович. - Мы долго боролись с этой несправедливостью, потому что в России великое множество прекрасных региональных трупп. Терпеть не могу слово «провинциальный»! В той же Москве немало провинциальных по духу театров, а в регионах есть коллективы высочайшего столичного уровня. Театры различаются только по географии, но не по качеству постановок, режиссуре и таланту занятых в спектаклях артистов.

Сегодня в репертуаре нашего театра около 40 произведений разных жанров и направлений, русская и зарубежная классика. Мы работаем с драматургическим материалом, исходя из возможностей труппы и национального менталитета. Нет, североосетинский зритель не приходит в зал в парандже, и ничто человеческое нам не чуждо, но некоторые вещи кажутся неприемлемыми – мат со сцены, или когда Шекспира ставят в худшем смысле слова «революционно» - с виселицами и пистолетами.

Все это уже было! Помните, как Монтекки воевали с кланом Капулетти в американском боевике «Ромео и Лжульетта», в котором летали ракеты и шли в наступление танки. Подобную глупость я принять не могу.

Мне запали в душу слова Алексея Толстого, который писал: «Я верю реалистам: искусство для искусства равняю с птичьим свистом». Наше искусство живое, и я вижу, как люди искренне плачут и смеются, когда артисты играют «на разрыв аорты». Это трогает.

                                «Наш театр гремит!»

Владимир Уваров руководит Академическим русским театром имени Вахтангова уже больше 30 лет:

- На «Хануму», в которой играет Роберт Кисиев и Наталья Серегина, билеты раскупают за пятнадцать минут. Бывает, что со скандалом! Такого за все эти годы я никогда не видел.

Недавно в Москве, в театре имени Вахтангова, играли стильную и необычную постановку Изабеллы Каргиновой «Женщины Есенина». Необычность его в том, что мы уходим от шаблонов, не пытаясь найти узнаваемость в актере, занятого в роли Есенина. Осетинский парень Алан Цаллаев, брюнет, и он не читает стихов, хотя весь спектакль исполнен есенинской поэзии. Он просто живет на сцене, выясняет с матерью отношения, конфликтует с ней, говорит с ней, и этого вполне достаточно, чтобы создать яркий и запоминающийся, живой образ поэта и человека.

Недавно выезжали на гастроли в Калининград с совершенно сумасшедшим спектаклем «Лес». «Лес» - аромат нашего театра!

К сожалению, мы смогли привезти в Смоленск далеко не все постановки, которые хотелось бы показать, исходя из технических возможностей смоленской сцены. У нас много спектаклей, которым нужно вращение круга, в некоторых случаях необходима оркестровая яма.

В ноябре зрители Владикавказа увидят новую музыкальную постановку Изабеллы Каргиновой «Леонардо», которая шире, чем мюзикл - в нем большая драматургическая и пластическая основа. В спектакле занята практически вся труппа.    

           В Смоленске живут настоящие романтики

Народного артиста Роберта Кисиева любит вся Северная и Южная Осетия!

- Артисты на гастролях учатся новому, набирают профессиональный опыт, - убежден Роберт Таймуразович. - Даже знакомство с городом способно рассказать, какой тебя завтра будет ждать зритель. Смоленск – прекрасный город, дающий возможность прикоснуться к его древней истории. Здесь живут люди, влюбленные в Смоленск, настоящие романтики. Мы с нетерпением ждем встречи со зрителем!

В спектакле «Иван Васильевич» я – Бунша. Мне нравится говорить: я играю одного из царей, и совершенно непонятно, кто из них больше царь - домоуправ или настоящий Иван Грозный?

Когда выходим на сцену с нашим «Иваном Васильевичем», старательно уводим зрителя от клише и стереотипов увиденного им на экране телевизора.

- Зритель вовлекается в нашу историю, которую мы ему предлагаем, и перестает сравнивать постановку с фильмом, - включается в беседу Изабелла Каргинова. - Это самый большой комплимент нашей работе.

        «Как человек глубоко сентиментальный, очень люблю мелодрамы»

По мнению Владимира Уварова, театральное искусство в высшей степени драматично:

- Мне очень нравится выражение: «Пьеса была настолько слабой, что не могла сама уйти со сцены…» Ну никак не могли вытолкнуть ее из репертуара! У нас таких пьес нет.

Становится грустно, когда приходится снимать спектакль по независящим от нас причинам. Я был влюблен в постановку «Похороните меня за плинтусом», которую поставил Марк Розовский. Замечательный материал! Очень честный, пронзительный и тонкий. Трагикомедия, где есть посмеяться, при всем этом наполненная вкусным юмором. После просмотра спектакля не было равнодушных людей. Бабушку играла актриса, которая, к сожалению, умерла. Помню, как помощник великого артиста Юрия Соломина Максимов признался с горечью: «У нас в Малом театре такой актрисы нет…».      

Как человек глубоко сентиментальный, очень люблю мелодрамы. Вся классика написана сегодня утром, и ничего не нужно выдумывать! Поверьте: в 50-й раз смотрю спектакль «Любовные игры Сары и Элеоноры», который поставила Изабелла Каргинова. Элеонору Дузе играет Мария Федорович, великую Сару Бернар – моя супруга Наталья Серегина. Даже порой становится стыдно: плачу весь второй акт, настолько меня трогает эта постановка.

«Любовные игры Сары и Элеоноры» - блистательная пьеса о любви двух великих актрис к профессии, своему предназначению в театре и их острой конкуренции. Увидев его, вы поймете, почему именно этим спектаклем мы завершаем гастроли.

                      «Старшему брату от младшего»

- Мы очень дружны с Вахтанговским московским театром Москвы, правда, нашей крепкой дружбе предшествовала вот такая забавная история, - рассказывает Владимир Иванович. - Когда мы назвались театром имени Евгения Вахтангова, возникла пауза длиной в месяц. Реакции – ноль! Хотя до нас дошли слухи, что Москва недовольна. А я для себя решил – зачем сходить с ума? Вахтангов начинал свою театральную деятельность во Владикавказе, и это неоспоримый факт.   Москвичи выдержали паузу и вскоре прислали трогательное поздравление «старшему брату от младшего».

                   Театр – это школа воспитания души

Великий режиссер и телеведущий Михаил Борисович Борисов, очарованный величием природы Кавказа, очень точно сформулировал понятие формы и содержания драматургии: «Форма – это великая красота ваших гор. А содержание – тот момент, когда ты стоишь на горной вершине и смотришь в ущелье. Там, глубоко внизу, лежит маленькая коробочка размером со спичечный коробок. Возможно, это автобус, который сорвался лет тридцать назад в пропасть.

Это и есть содержание. Глубина!»

Хороший театр тот, в котором есть гармония между формой и содержанием.

- Театр – это школа воспитания души, - поддерживает худрука заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания Мария Федорович. - Поэты сочиняют стихи, и наша задача – донести их слова до сердец простых людей, заронить в их души зерна любви и сострадания, чувства справедливости.

Спасибо за теплый прием!

PS.

«Большие гастроли» обменные: 21 октября артисты Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова отправятся с ответным визитом во Владикавказ.

Автор: Анастасия Петракова
Источник: https://www.rabochy-put.ru/culture/203970-osobennosti-kavkazkoy-teatralnoy-kukhni-s-russkim-aktsentom.html

Вам может понравиться

Вся афиша

16+

Комедия

23 ноября в 18:00, Основная сцена

Лес

Купить билет

16+

Трагикомедия

30 ноября в 18:00, Основная сцена

Кин IV

Купить билет

12+

Комедия

9 ноября в 18:00, Основная сцена

Зануда

Купить билет