О любви

Премьеры как таковой, которой Русский академический театр  имени Евгения Вахтангова откроет свой очередной сезон, еще не было. Это случится сегодня вечером, и я искренне завидую тем, кто придет в уютный, такой знакомый зрительный зал, сядет в кресло  и  с открытием занавеса окунется в другую жизнь, такую незнакомую и такую до боли знакомую, ведь в какой семье бы вы ни выросли, где бы ни воспитывались, у вас наверняка была бабушка, которая любила вас больше всего на свете.

Теперь я понимаю, что именно к счастью я не читала этой знаменитой, в свое время такой резонансной автобиографической  повести  Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Не получилось и фильм посмотреть, что тоже к счастью. Иначе вольно или невольно в уме бы возникали сравнения, отвлекающие от сцены и мешающие целостному восприятию гениальной повести автора, воплощенной на сцене Русского театра  народным артистом России, драматургом и композитором, художественным руководителем «Театра у Никитских ворот» Марком Розовским. А в этом случае нельзя прерывать связующую нить  актера и зрителя ни на одно мгновение:  уйдет атмосфера, распадутся образы, и не получишь истинное наслаждение от увиденного, не защемит сердце  о безвозвратно ушедшем, казалось бы, порой таком жестоком, абсурдном, но бесконечно дорогом.

Далека от мысли пересказывать сюжет, зритель все увидит сам. Скажу только, что помимо всех режиссерских замыслов, видимых и невидимых публике, удивило возрастное решение вопроса. По книге Саша  – маленький мальчик. Насколько известно, в труппе театра таковых нет, Но молодые актеры Алан Цаллаев и Никита Верзилин настолько «впали в детство», что им веришь безгранично. И вот она, великая сила искусства: не видишь взрослых дяденек, а видишь вечно простуженного мальчишку, который разрывается между любовью к маме и любовью к бабушке.

Как, почему, зачем самые близкие люди «вырастили» в своих душах такую ненависть друг к другу? Не знаем и судить никого не будем. Вот такая бывает она, жизнь. Но со сцены все время, даже во время ругани и криков, всеобъемлющим фоном идет большая любовь. Это от бабушки, любящей  всех, несмотря на ее неадекватное поведение по отношению к дочери, мужу, внуку, которым она живет, которого боготворит. Заслуженной актрисе РФ Наталье Елпатовой удалось практически невозможное:: она стала узнаваемой бабушкой. Разве у вас не было такой бабушки, которая могла и вспылить, накричать, даже шлепнуть, а потом обнять, чмокнуть и назидательно читать про «матроса Железняка»? А разве вы сами не  «кружитесь» над выросшим сыном, если он вдруг, не дай Бог,  простыл? И чай нальете, и таблетку дадите, и теплым одеялом укутаете, и десять раз лоб пощупаете. А парень еще и недоволен такой чрезмерной опекой.

Как жаль, что все это быстро проходит. И хочется, чтобы тебе потрогали лоб и одеяло подоткнули, чтобы не дуло, а некому. Маленький Саша боялся кладбищ и мечтал, чтобы его похоронили за плинтусом в маминой комнате, но ему еще жить да жить с мамой и дядей Толей, который, вполне может быть, заменит отца.  А вот бабушка…

«Снег падал на кресты старого кладбища. Могильщики привычно валили лопатами землю, и было удивительно, как быстро зарастает казавшаяся такой глубокой яма. Плакала мама, плакал дедушка, испуганно жался к маме я – хоронили бабушку».
От этой заключительной фразы ком окончательно застревает в горле. Сыграно настолько пронзительно, настолько точно, что пропустить «вхолостую» весь режиссерский  и актерский посыл о любви просто невозможно. Он проникает в душу, растворяется в ней, наполняет ее светлыми переживаниями и воспоминаниями. Дополняет единый образ музыкальное оформление, органично вписавшееся в действие, разворачивающееся на сцене. Вот она, эпоха, в кассетном магнитофоне, привезенном «оттуда», в серванте времен семидесятых, который красовался во всех советских квартирах, в  звонком голосистом «Ах, Арлекино, Арлекино».

Браво, артист! Браво, режиссер!  «Похороните меня за плинтусом», безусловно, новая ступень в развитии, новая высота, взятая нашим прославленным  коллективом . На спектакль будут ходить, потому что он для всех. На нем можно посмеяться, можно задуматься, можно заплакать. Он – для любого возраста, понятен и интересен. Он помогает душе проснуться, лечит словом, подсказывает и вдохновляет.
 

Тамара БУНТУРИ

Вам может понравиться

Вся афиша

0+

14 апреля в 11:00, Основная сцена

Волшебная лампа Аладдина

Купить билет

12+

Драма

4 мая в 18:00, Основная сцена

Сотворившая чудо

Купить билет

16+

25 апреля в 18:00, Малая сцена

Метод Грёнхольма

Купить билет