На самой высокой ноте

В минувшие выходные в Русском академическом театре им. Е. Вахтангова прошла премьера спектакля «Полет» по произведениям известного писателя  Гайто Газданова.

Авторская инсценировка произведений Газданова выполнена главным режиссером театра, нар. арт.  РСО – Алания Валерием Поповым. Для создания пьесы, а точнее, камерной драмы он использует сюжетные линии романов «Полет» и «Ночные дороги», что – то берет из рассказов. «Пьесу я написал еще  в 1998 году, - говорит режиссер – постановщик. – Хотел ее ставить, но не сложилось. И вот спустя 23 года она появилась на сцене Русского театра».

Можно сказать, что появилась неслучайно. Этот год для Русского театра – юбилейный, на осень намечены большие торжества, и все что делается сегодня, происходит  в рамках юбилейных мероприятий, а значит, имеет особую значимость и несет особую ответственность.  Есть и другой, не менее существенный повод для гордости и волнений – проза Газданова впервые ставится на театральных подмостках. «Это удивительно тонкая, пронзительная литература. Как сказал Захар Прилепин, побывавший недавно в Осетии, на родине своего любимого писателя, Гайто Газданов – это счастье России. А для нас – это земляк, гордость Осетии», - так эмоционально высказался о Гайто Газданове и его творчестве директор и художественный руководитель театра, нар. арт. России Владимир Уваров.

Литературоведы и критики считают «Полет» самым музыкальным произведением писателя – эмигранта. И эту музыку режиссеру и всей творческой группе удалось уловить, бережно подхватить и донести до зрителя. На сцене все «звучит», и декорации, ажурные, невесомые, летящие, а значит, эфемерные, временные, и диалоги героев, наполненные красивой русской речью, богатой, чувственной интонацией, некой манерностью, присущей людям с приличным воспитанием того времени, и костюмы, светлые, легкие, вроде бы говорящие о счастье и благополучии.

Но не все так безоблачно, как кажется. Любовь, а Газданов, как настоящий психолог, тщательно исследует ее разные проявления, очень по – разному понимается героями романа. Кем-то она движет напрямую, и он следует ей, невзирая на тех, кто рядом, кто – то, как Сергей Сергеевич Павлов, безусловно, самая трагическая фигура в сюжете, прячет ее под цинизмом и уверенностью в себе. Разные люди, разные судьбы, они сходятся и расходятся, встречаются и расстаются, существуют в параллельных плоскостях и иногда пересекаются. Но волею автора в финале пьесы собираются в одном пространстве,  и… все заканчивается в один миг, «на взлете», когда,  казалось бы, жизнь у каждого начинала налаживаться и играть свежими красками.

Режиссерская работа, безусловно,  заслуживает похвалы.  Валерию Попову удалось выстроить единую композицию, и ничто не выбивается из общего пространства, где существуют герои, не «мозолит глаз». Все и всё к месту. В зале чувствуются  ноты щемящей тоски по родине, хотя вроде бы русские парижане жизнью довольны. Добавляет лирического настроения и музыкальное сопровождение, оно как бы обрамляет действие, настраивает «струны» души в такт пьесе вначале и усиливает эффект от трагической развязки в конце.

Весь актерский состав справился со своей задачей. Получилось ансамблевое исполнение, когда все играют общую мелодию. Особенно хочется отметить исполнителя главной роли Алана Тогоева.. Все же публика его знает больше по ролям второго плана, и тут такая серьезная задача, с которой Алан справился блестяще. Его герой красив, умен, элегантен, в меру эмоционален.  Наверное, он более симпатичен, чем Павлов у Газданова. Но тут всему виной  природное обаяние. За этим человеком хочется наблюдать, ему сочувствуешь и сопереживаешь.  Как, впрочем, и всем персонажам. В пьесе нет заведомых негодяев и злодеев, просто каждый видит жизнь по – своему и живет так, как подсказывают ему его чувства.

Спектакль по праву должен стать украшением репертуара Русского театра. Он этого стоит, хорош сам по себе, а  о красоте, элегантности, утонченности романа говорить просто излишне. Возможно, авторская инсценировка Валерия Попова  на подмостках  нашего театра станет первой ласточкой и подтолкнет драматургов и сценаристов на создание пьес и кинофильмов по   незаслуженно забытому,  богатому творческому  наследию Гайто Газданова, романиста, лирика, отчасти мистика, человека, который мог бы стать самым ярким писателем русской эмиграции наравне с Иваном Буниным и Владимиром Набоковым.

Тамара Бунтури

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

Драма

4 мая в 18:00, Основная сцена

Сотворившая чудо

Купить билет

16+

25 апреля в 18:00, Малая сцена

Метод Грёнхольма

Купить билет