«Когда б вы знали, из какого сора...»

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат не Сергею Есенину, а его коллеге по поэтическому цеху Анне Ахматовой. Однако суть от этого не меняется. Да, да, все верно: стихи растут, не ведая стыда, как утверждала «Сафо ХХ века», именно из сора, в чем убедились зрители, побывавшие в Русском театре на премьере спектакля «Женщины Есенина», довольно смелой и необычной, надо сказать, постановки (браво за дерзновение режиссеру, заслуженному деятелю искусств РСО-Алания Изабелле Каргиновой!). Впрочем, иначе и быть не могло: ведь в основу инсценировки драматурга Елены Исаевой легла книга Захара Прилепина из серии ЖЗЛ «Есенин. Обещая встречу впереди», вышедшая в издательстве «Молодая гвардия» в 2020 году. А Прилепин, как известно, – биограф объективный. На 1089 (!) страницах своей книги он обо всем, что касается Есенина, подробно рассказал, ничего не утаил. Если у кого-то и оставались иллюзии по поводу личности «певца из народа», этакого «желтоволосого, с голубыми глазами» херувима, то Прилепин от них камня на камне не оставил. Что ж, будем руководствоваться постулатом драматурга Елены Исаевой: «Давайте любить поэта с открытыми глазами».
Однако, если отталкиваться именно от него, пытаясь все-таки любить поэтов с открытыми глазами, как тут не вспомнить уже упоминавшуюся выше Анну Ахматову и другую знаменитую поэтессу Серебряного века Марину Цветаеву, которые, чего греха таить, были отвратительными матерями и женами. Так что Есенин, роль которого талантливо играет народный артист республики Алан Цаллаев (он и внешне чем-то похож на поэта, и обаяния, присущего Есенину, ему не занимать) в этом, увы, не одинок. Он и отец никакой (дочь Татьяну, признается, видел только на фотографии), и муж прескверный, и в отношениях с женщинами нечистоплотен. Соблазнитель, сердцеед, нарцисс, не способный ни любить, ни брать на себя ответственность. Его романы разыгрываются по одному и тому же сценарию, где в ход идут и заезженные фразы типа «Вот вам мое фото. Я снимался специально для вас», и триангуляция, и манипуляции и бог весть что еще… После соприкосновением с этаким персонажем, пусть даже сценическим, право же, хочется руки с мыло тщательно помыть. И в то же время перед нами талантливейший поэт, которому, как утверждает Надежда Вольпин (заслуженная артистка РСО-Алания Зоя Бестаева), «не нужна настоящая любовь». «Вам ведь раздрай в душе нужен – от этого рождаются стихи», – бросает она в лицо Есенину.
Впрочем, о причине такого отвратительного, потребительского отношения к женщинам еще в самом начале спектакля говорит мать поэта, роль которой прочувствованно играет заслуженная артистка РФ, лауреат Госпремии им. К. Хетагурова Наталья Серёгина. «Он вас не любил, потому что меня простить не мог», – констатирует она. Сам собой напрашивается вопрос: а что, собственно, не мог простить Есенин матери, о которой, тем не менее, писал: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет»? А простить ей он не мог полученную в детстве психотравму, связанную с тем, что мать поэта бежала из семьи, прижила на стороне ребенка, сдала его в приют, а потом как не в чем ни бывало вернулась обратно. Интересно, вы об этом прежде слышали? Нет? Вот и я не слышала. Но Захар Прилепин, повторюсь, – биограф объективный.
И такую же объективную картину мазок за мазком выводит на сцене режиссер Избелла Каргинова, чьи замыслы мастерски воплощают занятые в спектакле актеры. Копают, скажу я вам, глубоко. Не только сами играют, воссоздавая атмосферу того времени, в которое жил Есенин, но и вовлекают в театральное действо зрителей. То выходят со сцены прямо в зал, будто из дверей на улицу, то появляются из зала, превращая проход между рядами в садовую дорожку, а то и вовсе вместе со зрителями, попросив их подвинуться, смотрят спектакль, в котором участвует известная в свое время актриса и наипрекраснейшая из женщин Августа Миклашевская, с ролью которой замечательно справилась Елена Горячева. Миклашевская Горячевой горда, но не надменна, деликатна и женственна, но тверда в своих намерениях и убеждениях. Плюс волосы цветом в осень! Есть от чего потерять голову поэту! Согласитесь, семь стихотворений из цикла «Любовь хулигана», посвященных Августе Миклашевской, стоят как бы особняком в его творчестве, и это лучшие стихи Есенина о любви. Да и сама Миклашевская, что и говорить, – не чета всем прочим «музам» поэта.
Его другие музы – и Анна Изряднова (Анастасия Романова), и Зинаида Райх (заслуженная артистка РСО-Алания Эльмира Бестаева), и Екатерина Эйгес (Каммилла Абдулаева), и Галина Бениславская (Лолита Кокоева), и Софья Толстая (заслуженная артистка РСО-Алания Мария Федорович), и Мина Свирская (Ангелина Ишкова) – уж простите за резкость, скроены одинаково, как близнецы-сестры, они утопают в своей жертвенности, а точнее, если использовать терминологию современных психологов, в своей невротической зависимости. Эти женщины напрочь лишены чувства собственного достоинства, они способны унижаться, прощать то, чего прощать не следует, конкурировать между собой, растворяться в мужчине, забывая о своих интересах, позволять на себе паразитировать. Уйти, отпустить, выбрать себя – не про них. И это, по большому счету, не про любовь. Потому что любовь должна приносить радость. Да, да, не страдания, не горечь, не страх, не тревогу, а радость. Следует отметить, что каждая из актрис, занятых в спектакле, ведет свою «партию» со знанием дела. Особенно убедительна в роли Галины Бениславской, той самой, которая через год после смерти Есенина застрелилась на его могиле (надо же, какие страсти-мордасти!), Лолита Кокоева.
И все эти нездоровые привязанности, которые кто-то именует любовью, органично передаются через пластику, танец (пластиограф – Оксана Журавлева), музыку (музыкальное оформление – Алексей Дёминов) и, конечно же, стихи самого Есенина. Все подобрано и исполнено со вкусом. В танце, надо сказать, особенно преуспела, что неудивительно, актриса Марина Пагаева, играющая роль Айседоры Дункан, рядом с которой Есенину, пусть ненадолго, но все же показалось, что он живой. Жаль, правда, что всего лишь показалось, потому что у умудренной опытом Дункан имелись свои детские психотравмы, своя боль, свои скелеты в шкафу. Она как-никак была на 17 лет старше Есенина и всего лишь на три года моложе его матери. Поэтому, на мой взгляд, стоило молодую актрису Пагаеву, загримировав, хоть немного состарить, ибо негоже ей, «женщине сорока с лишним лет», выглядеть моложе иных более нежных по возрасту подружек поэта. К слову, все женщины Есенина красиво одеты по моде того времени, за что респект заслуженному работнику культуры РСО-Алания, художнику Светлане Володиной – это она колдовала над костюмами.
Однако вернемся к хореографии, передающей историю любви или морока (кому как больше нравится). Примечательно, что в танцах женщины Есенина переживают драматические отношения не с самим поэтом, а с его альтер эго, отражением в зеркале, с разъедающим душу поэта изнутри черным человеком (в этой роли перед зрителями предстал весьма пластичный и искусно кружащийся по сцене артист Николаус Мавроматидис).
Счастлив ли Есенин, выбравший свободу и независимость («Иначе не будет», – говорит он)? Однозначно несчастлив. В его жизни нет любви, той самой, которая, как утверждал другой поэт – Владимир Маяковский, – «это сердце всего». И быть ее не может, потому что сам Есенин не способен любить. Но и подделка, суррогат не могут удовлетворить его мятущуюся душу. Бог есть любовь, и, отрекаясь, от любви, живя в нелюбви с любовью, он, по сути, отрекается от самого Творца.
«Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь», – эти поэтические строки звучат в финальной сцене спектакля, когда поэт, облаченный в белую рубаху, растворяется в лучах неземного какого-то света, дарующего надежду, что грешная душа этого талантливого, но пропащего человека, который всей своей недолгой жизнью показывал пример того, как не надо жить, устремившись к горнему, выправится, ибо жизнь бесконечна, а Бог милостив. И Он есть Любовь.
А зал аплодирует стоя Алану Цаллаеву и, конечно же, Сергею Есенину, несмотря ни на что, великому русскому поэту.


Ольга Резник

Вам может понравиться

Вся афиша

16+

История для взрослых

21 июня в 18:00, Основная сцена

Брак по-итальянски

Купить билет

12+

Драма

22 июня в 18:00, Основная сцена

Годы странствий

Купить билет

16+

Комедия

23 июня в 18:00, Основная сцена

Единственный наследник

Купить билет