Комедия Александра Вампилова «Старший сын» чем – то напоминает знаменитую «Иронию судьбы» Эльдара Рязанова. Социалистический быт, доверчивые, несколько наивные герои, и главное, резкая смена всей жизненной траектории за одну ночь. У Вампилова ночь не новогодняя, обычная, но это и здорово: значит. чудеса возможны всегда, даже там, где их совсем не ждешь.
Русский академический театр имени Е. Вахтангова выпустил в жизнь очередную премьеру. Случилось это в субботу, при соблюдении всех мер предосторожности. Конечно, вынужденно неполный зал смотрелся непривычно – на премьерах всегда был аншлаг, но тем не менее получилось душевно, тепло, уютно и жизнеутверждающе, что очень немаловажно в наше время. Это режиссерский дебют засл. деятеля искусств РСО – Алания Руслана Цагараева на прославленной вахтанговской сцене. «Я максимально доволен тем, что происходило на площадке. Это огромный опыт, который необходим режиссеру - постановка таких пьес, в таком театре, с таким коллективом», - поделился впечатлениями с журналистами Руслан Цагараев.
О, эта атмосфера 60-х. По ней ностальгируют даже те, кто никогда в нее и не окунался в силу возраста. Гитара, брюки – клеш, длинные волосы у парней, незамысловатый, аскетический интерьер комнаты и много чего другого, едва уловимого, но точно характеризующего то славное время (художник – постановщик засл. работник культуры РСО – Алания Светлана Володина). И простота, искренность людей. Люди тогда еще верили друг другу. Вряд ли эта история могла произойти сегодня, как, впрочем, и «Ирония судьбы». Но в то время, когда деревья были большими, такой поворот можно было себе представить.
Впрочем, есть одна вещь, которая объединяет все эпохи – ценность семьи. И этот посыл четко прослеживается в течение всего действия на сцене.
Андрей Григорьевич Сарафанов – эту роль самым замечательным образом: убедительно и трогательно одновременно - исполнил нар. арт. РСО – Алания Валерий Попов – отец – одиночка, чудак, неудачник, по мнению его бывшей жены. Он любит своих детей и желает им добра. Сердобольный, честный, чистый человек. По воле случая попавший к нему в дом студент – медик Владимир Бусыгин (засл. арт. РСО – Алания Алан Цаллаев), до этой ночи авантюрист, искатель приключений, да в принципе типичный молодой человек, за короткое время на 180 градусов меняет свою жизненную философию. Он уже готов жить и опекать так называемого «отца», наставлять младшего брата Василия (актер Константин Мойса), любить «сестру» Нину (актриса Анастасия Романова). Это моментально вспыхнувшее чувство и стало причиной признания Бусыгина в том нелепом розыгрыше, который вдруг выдал его товарищ Сильва (актер Николаус Мавроматидис) .
А Сарафанов поверил. Поверил и признал старшего сына. Да так, что подарил ему фамильную серебряную табакерку. Сердце молодого повесы дрогнуло от огромной волны любви и тепла, исходящей от этого человека. И тут вдруг оказия – нежное чувство к девушке – «сестре». Пришлось признаваться – резать по - живому.
Как отреагировал Сарафанов? «Я тебя люблю, а поэтому считаю тебя своим сыном», - от этой реплики героя ком застрял в горле, а на глаза навернулись слезы. Родные по духу, пусть не по крови, встретились. И все закончилось хэппи эндом. Владимир опять опоздал на электричку.
Почему так получилось? Бусыгин, росший без отца. внутренне испытывал душевную потребность быть кому – то нужным, а Сарафанов, отзывчивый, тонкой душевной организации, это уловил без всякого умысла, надавил на те струны, которые отозвались в душе парня, заиграли новой музыкой и перевернули сознание за одну ночь.
Спектакль получился цельным и лиричным. Гармония присутствовала во всем: начиная от оформления сцены и заканчивая игрой актерского ансамбля. Каждый исполнял свою партию, а получилось единая мелодия. «Каждая роль в этом спектакле главная. Это и есть основа драматургии этого автора», - вполне справедливо считает Руслан Цагараев. Все актеры удачно попали в образ. Задорный, порывистый, восторженный Васенька, красивая Нина, где-то уставшая от чудачеств отца и младшего брата и желающая начать новую жизнь замужем, колоритный красавец – летчик Кудимов (засл. арт. РСО – Алания Роберт Кисиев), как и положено, прямой, пунктуальный, живущий по уставу, актер, музыкант, ловелас джинсовый парень Сильва, уверенная в себе кокетка Наталья (засл. арт РСО – Алания Мприия Федорович), даже сосед (засл. арт. РСО – Алания Григорий Кубошов) и девушки – подружки ( засл. арт РСО – Алания Зоя Бестаева и Лолита Кокоева) – все из той эпохи. Великолепен Алан Цаллаев, универсал,виртузо своего дела, каждый раз разный и от этого всегда интересный. Но главный герой все же есть, позволю себе не согласиться с режиссером. Это Андрей Григорьевич Сарафанов. Эта роль на грани. Один неверный шаг, и это карикатура, вызывающая усмешку. Один неверный шаг, и это жалкий тип, вызывающий только сочувствие, не более. Но Валерию Попову удалось пройти так искусно, на балансе, что получился центр Вселенной, на который нанизаны все остальные герои. Вот она сила духа, всепрощение и беззаветная любовь, свойственная избранным. Это Большой «маленький человек», воспетый Гоголем и Чеховым. Все удалось передать. Браво.
Спектакль должен и будет жить. Создавался он в непростых условиях. По известным причинам переносили репетиции, болели актеры. Но. «работа была творческой, интересной. Все ли получалось? Не все и не сразу. Постарались максимально приблизиться к тому, что задумали», - подводит итог режиссер. Получилось. Достучались до зрителя, проникли в егодушу. По традиции зритель благодарил создателей спектакля стоя, громкими аплодисментами.
Тамара Бунтури