И амбиции, и паспорт… В четверг в Русском академическом театре имени Евгения Вахтангова прошел предпремьерный показ, генеральная репетиция, экзамен на органичность и смотрибельность тяжеловесной купеческой, если исходить из сложившихся стереотипов, комедии Александра Островского «Лес». Но… актеры играли спектакль играючи, получая от этого видимое и осязаемое удовольствие. И вместе с режиссером-постановщиком болгарином Богданом Петканиным доказали всем, что Островский – живее всех живых и актуален, как никогда. А русская классика в руках зарубежного мастера-виртуоза приобретает новый неожиданный оттенок. Столкнувшись в Богом забытой деревушке Пеньки, коими была усеяна в то время вся Россия, два провинциальных актера, два антипода с говорящими фамилиями Аркадий Счастливцев (Никита Верзилин) и Геннадий Несчастливцев (Антон Тогоев, заслуженный артист РСО-А) раздумывали, как жить дальше. Оба поизносились, у обоих за душой ни гроша, вот только в чемодане тряпье от сыгранных когда-то ролей: помятая треуголка Наполеона, вытертый сине-красный камзол, а в голове – всем известный императорский жест. Амбиций – через край, с паспортами – проблема. Далее воображение дорисовывает картину: верный Санчо Пансо (неважно, что он больше похож на Страшилу из Изумрудного города или Шляпника из «Алисы…») вместе со своим патроном (не имеет значения, что не с синьором Ламанчским) идут «штурмовать» богатую родственницу Раису Павловну Гурмыжскую (Наталья Серегина, заслуженная артистка РФ, народная артистка РСО-А). А та в это время кокетничает и строит глазки молодому смазливому балбесу Алексею Буланову (Роберт Кисиев, заслуженный артист РСО-А), вроде бы «прикормленному» для молоденькой племянницы Аксюши (Анастасия Романова). Но тетенька еще вовсе не стара и не дурна, а Буланов так чертовски привлекателен… В общем «Лес» Александра Островского, господа. Самый что ни на есть русский – все герои узнаваемы и живут среди нас. Но не тот дремучий, глухой, скучный, когда нападает зевота от долгих монологов бородачей и барышень, а даже очень стильный, мобильный, подвижный, как сцена, которая хорошо «подыграла» действию. Авторский замысел мобильности, современности вместе со сценой подхватил и весь актерский состав: эдакий свежий, игривый подход с намеком: «Смеетесь, а мы вам еще вот так добавим, да вот так». Под стать костюмы и аксессуары: яркие, характерные, даже с гротеском. Платья Гурмыжской – загляденье. Рыжий парик Счастливцева, клоками торчащий из под цилиндра, – вот оно, счастье. Торс Роберта Кисиева хорош и в натуральном виде. Черный бесформенный трагический плащ и Йорик – капустный кочан – вот они смех и слезы, идущие рука об руку. Все смешалось в этом лесу по замыслу великого автора и с легкой руки режиссера-постановщика. Жизнь и театр, театр и жизнь. Как символ вечного и нерушимого – шкатулка с банкнотами, которую тут же зажал под мышкой новоиспеченный жених. Болван с виду, дурачок в коротких штанишках, но дело знает. Как и мальчик Теренька (Андрей Зинько), который вместе с купчиной Восьмибратовым денюжку на свет проверяет, чтоб фальшивка не затесалась. Надо отметить, что Григорий Кубашов в этой роли себя точно нашел. Очень яркий выпуклый образ «папеньки» получился. Как ручкой к сынку приложится, так голова или рука у сыночка – в повязке. Вот такие вкусности добавляют вишенки к сладкому торту. Есть основа, есть замысел, есть творческий коллектив единомышленников. А на нем такие замечательные украшения в виде розочек и ягодок… К примеру, одна из ягодок – старая Улита (Людмила Бритаева – браво!) со своим: «А господин Санча Панса скоро придет?». А Тамерлан, периодически где-то гавкающий. Это тоже образ, усиливающийся собачьим хором в момент женитьбы в Пеньках. Что этим аккомпанементом хотел сказать автор? Вот и думайте. Но Островский был бы не Островским, если бы в его пьесах не побеждала любовь. Вот главное, а деньги… Деньги можно отдать купцу в качестве приданого. Пусть молодые живут, любятся. Актеры же «питаются» творчеством. В чемодане – лишь наряды, образы героев, тут же оживающих, – только тронь. Амбиции. О, этих сколько угодно! А вот паспорта где-то затерялись… Весь актерский состав заслуживает самых высоких похвал. Главная, наверно, та, что у исполнителей всех ролей нет дублеров. Эксклюзивный вариант. Особая благодарность художнику – заслуженному работнику культуры РСО-А Светлане Володиной. Комедия, безусловно, будет жить и много сезонов радовать публику. А в сердце театрального коллектива останутся счастливые воспоминания от замечательного плодотворного сотрудничества с Богданом Петканиным, который с легкостью и изяществом «прочитал» комедию и так увлек ею всех остальных, что остается только надеяться на следующую встречу. Пусть она всенепременно свершится. Бог ведь троицу любит.
Тамара БУНТУРИ