Премьера «Держите ватку на ранке» «Держите ватку на ранке» - эту фразу на малой сцене Русского театра в премьерном спектакле «Биография» по пьесе творившего на немецком языке известного швейцарского писателя, романиста и драматурга Макса Фриша произносит доктор - сразу после того, как ставит укол главному герою этой удивительной истории профессору психологии Ганнесу Кюрману. Произносит трижды. Потому что ранка болит и кровоточит, как болит и кровоточит душа Кюрмана, которому (вот ведь чудо!) предоставляется невероятная возможность изменить свою биографию, исправить в ней то, что не нравится, вернувшись в исходную точку, все перекроить, переделать, переписать набело. Но вот что странно (эх, нам бы такую возможность, уж мы бы развернулись!): переписать свою биографию Кюрман как раз и не может, хотя мог бы многое изменить к лучшему, удержать от самоубийства свою первую жену Катрин и остаться с ней, например. Но он этого не делает. Он упорно возвращается к событиям, связанным со второй любимой женой Антуанетой, которую считает виновницей всех своих бед. Однако, проживая сцену за сценой все, связанное с разочаровавшей возлюбленной, отпустить ее так и не может. Почему? Да потому, что все еще любит, потому что не изменился сам (многое можно изменить, утверждают философы, если человек внутренне меняется), потому что «времена не выбирают, в них живут и умирают» - а здесь уж от Кюрмана точно мало что зависит. Подобные вопросы, пытаясь докопаться до сути, задаешь себе на протяжении всего спектакля «Биография», поставленного народным артистом РСО-Алания, режиссером Валерием Поповым. Спектакль ошеломляет буквально с первой сцены, да нет, с декораций заслуженного художника Северной Осетии Сергея Бречко. Черно-красная готика и зеленое всевидящее око - это, скажу я вам, впечатляет! Как впечатляет и совершенно невероятная придумка режиссера со сразу четырьмя супружескими парами. И все они - сам Валерий Попов и народная артистка РСО-Алания Анжелика Тер-Давидянц, заслуженные артисты Северной Осетии Роман Беляев и Анжелика Круглова, заслуженный артист республики Роберт Кисиев и Эльмира Бестаева, Станислав Кибилов и Анастасия Алехина - все те же Кюрман и Антуанета, только разные. Все они друг за другом, каждый по-своему проигрывают сцены из жизни одних и тех же персонажей Макса Фриша. Можно предположить, что перед нами пара в разные возрастные периоды жизни либо это попытка сыграть предложенные автором сцены разными людьми - естественно, по-разному. И особенно пронзительно «звучит» в этой связи самый молодой по возрасту дуэт - Станислав Кибилов и Анастасия Алехина, на глаза которой время от времени наворачивались слезы-горошины, которые невозможно было не заметить. Ведь действо происходило на малой сцене - глаза в глаза. Очень живо, динамично дирижирует всем этим ансамблем заслуженный артист республики Алан Цаллаев в роли Регистратора, который помогает профессору возвращаться назад, расставляет акценты, подсказывает. Но все тщетно: Кюрман не может вычеркнуть из своей судьбы пустившую его жизнь под откос женщину, которую любит. И вся эта игра с судьбой разворачивается под «живую» музыку, исполняемую на гитарах музыкальным оформителем спектакля Алексеем Деминовым и актером Никитой Верзилиным. И опять-таки вживую поют известные шлягеры 50-60-х годов прошлого века Эльмира Бестаева, Анжелика Тер-Давидянц, Роберт Кисиев, Анастасия Алехина и Никита Верзилин! Будто каждый из них через песню рассказывает свою историю любви. «Да, этот спектакль продолжает тему отношений мужчины и женщины. - констатирует режиссер-постановщик «Биографии» Валерий Попов. - Наши зрители уже видели Сартра, видели Камю. И вот теперь Макс Фриш - один из моих любимых драматургов. Фриш - это переход от экзистенциализма к абсурду». Однако, даже опираясь на основную мысль философии экзистенциализма, что человек есть то, кем он сам решает быть в этом мире, все равно верится с трудом, что переиграть свою биографию, то бишь судьбу, даже на сцене возможно. Эта попытка, похоже, невыполнима и сама по себе абсурдна. Или я ошибаюсь?
Автор Ольга РЕЗНИК