Писать об актерах, много лет работающих в одном театре, на одной сцене, и просто, и сложно. Оттого что все на виду, все уже спрошено, переспрошено коллегами и, кажется, что вовсе не осталось никакой тайны, никакого затерявшегося в памяти эпизода, который бы сказал читателю что-то новое о собеседнике. Да и сама заслуженная артистка РФ, народная артистка РСО-А Александра Николаевна Турик, с которой мы встретились, где же еще, как не в родном Русском академическом театре имени Е. Вахтангова, которому отдано ровно полвека, накануне ее дня рождения, то и дело отсылала меня к статьям, передачам, снятым о ней, с ней, про нее. Когда говорят, что внешность обманчива, то это тот самый случай. Стройная, изящная, голубоглазая блондинка вот уже много лет в своей весовой категории и не выходящая за пределы 54 кг, гордо вздернутый курносый нос, надменный, несколько оценивающий взгляд, как бы спрашивающий: «Ну что вы мне можете еще сказать?», и демонстрация полной собственной независимости от персон, обстоятельств и кого бы то ни было. Абсолютная уверенность в себе, и вовсе не от своей уникальности и всемогущества. От природы. Таких людей называют самодостаточными. Они не умеют завидовать, вот просто не умеют и все. А значит, не умеют подчиняться и приспосабливаться. В моем понимании этот образ дополняло еще и аристократическое происхождение, когда не из грязи в князи, а впитанное с молоком матери. Конечно, при разговоре я убедилась, что далеко все не так, а происхождение и вовсе прямо противоположное. Дитя войны, деревенская девочка «Лексашка» (да простит меня Александра Николаевна за то, что раскрываю семейные тайны, но имя уж очень колоритное) из деревушки Лисичино Смоленской области, которой уже и нет. Осталось только кладбище на высоком пригорке. 1942 год. Смоленщина. Война. Оккупация. Немцы играют восьмимесячной девочкой, как мячиком, стреляя при этом для куража. Мать не выдержала, упала в обморок. Или чуть позже. Сугроб, в сугробе припорошенная замерзшая девочка уже не плачет, а просто тихо засыпает – умирает. Родная тетка выбросила, чтобы не кричала. Мать нашла, откопала, отогрела. Еще на памяти приплюснутое лицо отца, на которого пришла похоронка. И даже могила была указана. И вдруг ночь, и чудище в окне страшное, зовущее: «Марья, Марья». Так звали маму. Хотя как же? Папка-то был красавец, как актер Вячеслав Тихонов, а этот… Деревня вся сбежалась, отмечали несколько дней: Николай воскрес. Потом был Волгоград, потому что надо было уезжать из деревни. Тогда паспорта в деревнях не давали. Да и что там делать… «Шли в школу по сугробам 8 км, – вспоминает Александра Николаевна. – Шесть утра, страшно, рядом волки воют… Идем, надо учиться. А после школы какой только работой не занимались! Клюкву на болотах собирали. Мне до сих пор эта клюква снится». В Волгограде задорная курносая девчонка – коса по пояс долго не размышляла, куда идти. Рядом с домом, где жила сестра, ПТУ готовит на штукатуров-маляров. Вот туда и пойдем. А хотелось рисовать. Но жизнь распорядилась по-другому. Забросила ее, комсомолку, активистку в тюремный клуб. Да сразу художественным руководителем. Девушка ответственная, ходит на курсы, учится петь, играть на музыкальных инструментах. А педагоги-то ей и говорят: «Талантливая ты, Саша. Учись на актрису». Четыре года училась актерскому мастерству и вернулась с дипломом на родную Смоленщину в театр, где и встретила своего супруга Вячеслава Вершинина. С ним судьба связала навеки и привела во Владикавказ. Режиссер Русского театра Зарифа Бритаева в Вершинине сразу признала актера, а супруге его доверила для начала роль юнги в революционной пьесе «Вьюга». Разглядела лишь тогда, когда девчонка осмелилась возразить властному режиссеру. И с тех пор роли, роли, роли… Александра Николаевна признается, что считала их, пока число не перевалило за 150. Потом сбилась. Были и голубые героини, и стервы, откровенные злодейки, и последних было немало. Кого только не играла… Но не было милой изящной музыкальной Элизы Дулиттл и роковой сводящей с ума Настасьи Филипповны. Они навсегда остались в ее грезах. 50 лет прошли как один день. Сцена, сцена и еще раз сцена. В некоторых ролях Турик выходила на сцену по несколько сот раз. «До 50 лет я была очень загружена», – говорит Александра Николаевна. А потом ролей стало все меньше и меньше. В театр приходили новые актеры, а старая гвардия оставалась в стороне. Режиссер и муж, муж и режиссер Вячеслав Вершинин сделал подарок жене и актрисе Элине Дударенко в их юбилейный год. Поставил комедию «Тетки в законе», причем нарочно «перепутал» амплуа: Дударенко досталась «тетка» – простушка, а Турик – «тетка» – аристократка. Спектакль был очень тепло принят зрителем. Конечно, это не Достоевский и не Бернард Шоу, но сцена – ах, это магическое слово «сцена»… Несмотря на то, что судьба сама привела ее в театр (Александра Николаевна – фаталист) и влюбила в него раз и навсегда, она нашла отдушину и в других делах. Вот уже много лет Александра Турик преподает художественное слово и технику речи. Ее очень любят в музыкальной школе имени Петра Чайковского, где ученики – сразу около ста детей, и с каждым надо заниматься индивидуально, ведь для нее халтура просто невозможна. Еще она серьезно увлечена макраме и плетением из кожи. Ее работы знают, ими восхищаются. Есть вкус, умелые руки, которые могут воплотить в жизнь фантазии, рождающиеся прямо на ходу, в процессе работы. Очень любит комнатные цветы: все 48 горшков вполне себе умещаются на небольшой кухне. Есть опора в жизни. Кроме супруга, который в быту и любящий, но на сцене очень строгий и взыскательный, есть сын Олег, с трех лет росший в театре, но выбравший для себя совсем иную стезю. «Я никогда не хотела уйти из театра. Никогда, несмотря на все перипетии, которые происходили», – признается Александра Николаевна. Ее помнят и любят в Смоленске. Пять лет назад об актрисе были издана книга, а в музее города Велижа целый стенд посвящен ей. Ее любят во Владикавказе – городе, который когда-то много лет назад приглянулся ей и Вершинину павлинами, гуляющими по парку, запахом чебуреков и удивительно теплыми радушными людьми. Они давно стали его неотъемлемой частью, он никогда их не отпускал и не отпустит. Как и театр, где до боли знаком каждый уголок; где за кулисами в закромах ее памяти живут уже ушедшие друзья и коллеги; где рождаются новые герои и образы. Такова жизнь, таковы правила игры. И она там, в гуще событий, в водовороте страстей, потому что уже давно профессионал высшего класса и по-прежнему очаровательная женщина Александра – победительница. Редакция газеты «Владикавказ» поздравляет Александру Николаевну Турик с юбилеем и желает здоровья, семейного счастья, удовольствия от профессиональной деятельности и зрительской любви. Тамара БУНТУРИ