Поклонники Русского академического театра имени Евгения Вахтангова хорошо знакомы с этим высоким импозантным мужчиной с благородной сединой. Облик интеллигента завершают очки в изящной оправе . Время в принципе никак «не поработало» над его лицом и фигурой, несмотря на то, что Юрий и не думает скрывать свой приближающийся юбилей. Но впечатление создалось такое, что мой собеседник открыл для себя какой – то особенный смысл бытия, и он помогает ему справляться со всем внешним и внутренним негативом.
При встрече народный артист Северной Осетии Юрий Хафизов выглядел абсолютно счастливым. Я не заметила ни малейшей напряженности или волнения, которые ожидала увидеть: как – никак «подкатывает» возраст и уже не сыграть какие – то несыгранные роли, предназначенные для харизматичных мачо. Да и театральная молодежь наступает на пятки, смещая ударение на фамилии Хафизов со слова «дети» на слово «отцы».
Но… ничего подобного. Все безмятежно и замечательно.
- Юра, твой театральный стаж около двадцати лет. Простым арифметическим действием можно установить, что ты пришел в актерскую профессию не со школьной скамьи…
- Точно. Меня с детства и до сих пор тянет к технике, поэтому я после школы, нисколько в этом не сомневаясь, поступил в Техникум электронных приборов, окончил его и по распределению уехал в потрясающий город на Черном море – Одессу. Там я прожил целых девять лет, женился. В Одессе родился и мой сын Влад, который сейчас является студентом ГМИ.
- А где твой знаменитый черноморский акцент? Эксклюзивные фразы, родившиеся в одесских кварталах?
- Я, конечно, их знаю, но не применяю. Считаю, что это будет искусственным. Надо родиться в Одессе и впитать весь колорит с молоком матери, чтобы быть в этом образе органичным. Так вот: я приехал в Одессу, на дворе еще социализм, это был 1983 –ий год, работаю себе наладчиком оборудования на заводе сопротивлений и постепенно – постепенно… Хотя нет, первые пробы, первые прикосновения к музыке, сцене начались еще в техникуме, если игру на гитаре и исполнение песен тогда популярных ВИА можно таковыми назвать. С легкой руки преподавателя автоматики Мурата Габуева ко мне прилипла фраза «Хафизов – артист». Потом в Одессе со мной в цехе работала молодая девчонка Зоя Буряк, которая снималась в каких – то ролях на одесской киностудии. Меня тоже приглашала, но как – то особого желания не было. Разве что на девчонок посмотреть.
Через какое – то время закончил там курсы, готовящие ассистентов режиссера, но меня уже увлекли другие вещи. Удивишься, но это торговля.
- Так ты даже не пробовал развивать свои актерские способности?
- Нет, я ездил в Москву и неоднократно. Пробовал поступать. В первый год в ГИТИСе не прошел ни одного тура. Вторая попытка была более успешной, но скорей из – за того, что понравился какой – то авторитетной преподавательнице. Прошел три тура, но мастер, непосредственно набирающий курс, меня не выбрал. Но я нисколько не расстроился, с головой ушел в увлекательную и прибыльную авантюру, которая называется торговлей. Что – то закупали, продавали, ездили в Литву, Западную Украину… Завелись деньги, что приятно. Но Владикавказ не забывал, приезжал в отпуск. И в один из дней за компанию с другом, буквально с самолета, попал в театральную студию, которую набирал Касей Хачегогу, режиссер из Майкопа. Через два года нашу группу передали Валерии Вячеславовне Хугаевой. Это были девяностые годы. Кто – то из студийцев «дошел» в профессии до наших дней, кто – то нет. Я из числа первых. До сих пор в этой лодке.
- Юра, первую роль свою помнишь?
- Волшебник в студенческом спектакле «Обыкновенное чудо». Потом роли в «Утренней фее», в «Бабьем доме», много ролей на самом деле, я не считал. В девяностые годы не хватало актеров, и мы переходили из спектакля в спектакль. Ловлю себя на мысли, что многие роли хотел бы сыграть сейчас. Мы ведь меняемся, меняется наше мировосприятие жизни. Но, к сожалению, эти постановки уже не идут на сцене нашего театра.
- А из нынешних что особенно дорого?
- Обожаю Подхалюзина в «Банкроте», Ильина в «Пяти вечерах»…
- Меня всегда интересовало: не надоедает ли актеру в энный раз выходить на сцену в одной и той же роли? Находит ли он новые краски или копирует себя самого ?
- Нет, не надоедает. Убежден, каждый раз актерская игра хоть чуть – чуть но отличается от предыдущей. Актер – тоже человек и тоже подвержен смене настроений, но в этом и заключается профессионализм: приходишь, садишься за гримерный столик, и нужное настроение приходит. Обязательно.
- Несколько провокационный вопрос: слышала такое мнение, что Хафизов в каждом спектакле один и тот же. Иными словами, очень уж узнаваем.
- Я об этом думал. Вот смотри: гениальный актер Смоктуновский, замечательный актер Миронов и т.д. Стоит услышать только одну ноту, одну реплику, стоя спиной к экрану телевизора и тут же понимаешь: это Смоктуновский. Мое мнение, многие, может, не согласятся – мы играем либо себя, либо свое понимание каких – то вещей. Поэтому, естественно, это буду я. Перевоплощение – это игра слов. «Пять вечеров» - это я , Ильин. Подхалюзин в «Банкроте» - это я в данной ситуации.. У меня есть маска. Она есть у всех, и для этого не надо быть актером. Я могу и в морду дать, если человек того заслуживает. Но на женщину руку никогда не подниму.
- По моему мнению, ты довольно долгое время был эдаким « главным мужским героем» на сцене Русского театра. Теперь пришла молодежь: новые имена, новые лица…
- Не обижает ли это меня, хочешь спросить? Нисколько. Я самодостаточный человек. Вот мы говорили о ГИТИСе. Считаю, что человек сам делает свою судьбу, и если бы я очень хотел… Хочешь быть богатым – иди к своей цели, и ты обязательно ее добьешься. Я знаю, о чем говорю. Когда – то я шел к этой цели, но на моем пути возник театр, и я его безумно люблю. И нисколько не жалею, что занимаюсь именно этим ремеслом. Помимо этого, у меня есть любимое хобби: копаюсь в автомобилях. Когда – то купил старенькую «Субару» и сам ее сделал, и вовсе не потому что не мог себе позволить что – то получше. Езжу на ней каждый год в Одессу, заезжаю в Крым, и нормально. Дл я меня машина, как говорят друзья, это конструктор, которые я в детстве очень любил.
- А что хотелось бы сыграть сегодня? Может, есть какая – то мечта?
- Нет, нет никакой привязки. Стараюсь что – то сделать из того, что дают. Когда – то увлекался художественной литературой, теперь перешел на техническую, научную. Это мне интереснее, хотя поэзию люблю по – прежнему.
- В режиссуру никогда не стремился?
- Когда – то были такие мысли, но сейчас нет. Хотя я не очень «послушный» актер, пытаюсь высказать свою точку зрения. И если авторитет режиссера для меня непререкаем, то достаточно пары вопросов с моей стороны, и мы приходим к взаимопониманию.
- Ты человек вне политики?
- Веду, как и все, какие – то кухонные разговоры, но в последнее время решил и это не делать. Зачем? Что – то мне не нравится сейчас, что – то мне не нравилось и раньше. Анализирую свою жизнь и еще раз убеждаюсь: все зависит только от тебя. И если тебе что – то не нравится, попробуй изменить это сам. Или свое отношение.
- Приближается Новый год. Будешь дедморозить?
- Наверно, буду. Хотя я избегаю работать на свадьбах, корпоративах, вести какие – то кружки. Мне это неинтересно. Я не хочу этим зарабатывать. Дед Мороз – исключение из – за детей.
- Что для тебя главное в жизни?
- Думаю, что это главное для всех – иметь желание, и тогда все придет. Плохо, когда его нет, а у меня были такие времена. Просыпаешься, и тебе ничего не надо. За пятьдесят лет я как – то вывел для себя формулу счастья – радоваться тому, что у тебя есть, а не рваться на части из – за ненужных амбиций. Мне хорошо с самим собой в мрем нынешнем состоянии.
Тамара Бунтури.