21-го и 22 мая во Владикавказе в Русском академическом театре им. Евгения Вахтангова премьера спектакля по пьесе Виктора Мережко «Мужчины по выходным». И хотя сам автор драматического произведения позиционирует свою пьесу как комедию, режиссер-постановщик спектакля, народный артист России, лауреат премии им. Коста Хетагурова Вячеслав Вершинин с ним не согласен. Жанр этого сочинения Мережко он определяет, скорее, как социальную пьесу, правда, с множеством комичных ситуаций.
Вячеслав Григорьевич признается, что выбор на «Мужчин по выходным» пал отнюдь не случайно. Сам он с большим трудом пережил лихие 90-е, когда низвергались с пьедестала все и всяческие ценности, когда закрывались заводы, фабрики, лаборатории, а представители интеллигенции срочно переквалифицировались в «челноков», когда начал править бал золотой телец, почитаемый за высшее благо по сей день.
Вячеслав Вершинин: «Честь и достоинство никогда не выйдут из моды».
А чтобы быть при деньгах, не нужна никакая мораль, она только помеха. Потому что кто богат, тот и прав. Такие же понятия, как честь, достоинство, мужество, благородство, любовь, дружба еще тогда, в 90-е, казалось бы, вышли из моды. Однако на самом деле они как раз и есть то, чего нашему обществу ныне так не достает и что нужно, нет, просто необходимо вернуть в сегодняшнюю жизнь.
Об этом, собственно, спектакль – о ценностях вечных и непреходящих, которые не купить ни за какие деньги.
Сюжет постановки прост, незамысловат и даже предсказуем, хотя от этого не менее интересен. Трое мужчин, бывших инженеров, которым уже далеко за сорок и которые так и не нашли себя в мире дикого капитализма, решают открыть свою фирму под названием «Мужчины по выходным» (а по выходным женщина может пожелать, чтобы ее сопровождали в музей, на выставку, в театр или…) – надо же как-то зарабатывать на хлеб насущный. Дав объявление в газете, трое друзей Зюзя (народный артист Республики Северная Осетия-Алания Юрий Хафизов и актер Валерий Алексеев), Колыма (Сармат Токазов и Григорий Кубошов) и Адамчик (Антон Морозов) знакомятся с двумя юными особами, которые поначалу находят бывших инженеров поношенными и, чего греха таить, потерявшими какой бы то ни было товарный вид. Но именно эти люди чуть позднее преподадут молодым, но, по правде говоря, грубоватым и не ахти каким образованным девушкам Вите (Мария Федорович и Эльмира Бестаева) и Алене (Елена Бондаренко и Лолита Кокоева) урок настоящего мужества и благородства: они не побоятся дать отпор бандитам и даже выйдут в этом «сражении» победителями.
А вообще спектакль получился удивительно смешным, со смыслом, моралью и happy end. Его, несомненно, украсили интересные декорации (сцена все время вращается, и зрители оказываются то в холостяцкой квартире Колымы, то в богатом доме Виты, то во дворе, куда перемещается действие спектакля), выполненные художником Светланой Володиной, и хорошо продуманное музыкальное оформление, сделанное заведующим музыкальной частью театра Владимиром Лазаровым (на протяжении всей постановки звучат проникновенные песни в исполнении Дмитрия Харатьяна).
«Мужчины по выходным» – это последняя премьера в Русском театре в нынешнем, юбилейном, 140-м по счету театральном сезоне. 29 мая постановкой «Полоумный Журден» состоится его закрытие. А уже 6 июня труппа Русского театра из Северной Осетии примет участие в международном театральном фестивале «Ludi», который будет проходить в Орле, 14 июня представит культуру республики в Ялте, где покажет спектакль «Банкрот» и примет участие в гала-концерте. С 24 сентября запланированы гастроли в Орле.
А 3 октября в Москве на сцене Государственного академического театра им. Е. Вахтангова театр им. Е.Вахтангова из Владикавказа, откуда родом великий режиссер, давший грядущему систему потрясения, покажет спектакль «Танго на закате», поставленный по пьесе М. Булгакова «Зойкина квартира». Выбор на Булгакова тоже пал неслучайно. Во-первых, в этом году великому писателю исполнилось 120 лет. Во-вторых, Михаил Афанасьевич впервые взялся за перо во Владикавказе, здесь, в городе на Тереке, он писал свои первые пьесы, которые ставились на сцене Русского театра, которому в этом году исполнилось 140 лет.
Ольга Резник