Вообще-то в афише «Приличные девушки» анонсируются как музыкально-пластический спектакль, да и его режиссер-постановщик Богдан Петканин (Болгария), уже хорошо знакомый нашим зрителям по спектаклям «Любовь, несмотря ни на что», «Лес», «Зануда», считает, что эта постановка мюзиклом в его понимании не является («Мое направление – музыкальное», – говорит о себе режиссер).
Однако автором пьесы Леонидом Адамовым и автором музыки и аранжировки Александром Гоптаревым, работавшим, между прочим, со многими известными эстрадными артистами, жанр «Приличных девушек» определен как мюзикл. В любом случае в спектакле, который, к слову сказать, был написан специально для нашего Русского театра и на сцене вообще ставится впервые, много музыки, песен, которые исполняются вживую, танцев (буквально танцуют все, даже переживания по поводу смерть Боба, который, к слову, в исполнении Никиты Верзилина и сам великолепно, порой утрированно поет, что вызывая в зале смех, передаются в танце влюбленной в режиссера Инги, роль которой играет Эльмира Бестаева), пластики (хореограф-постановщик и режиссер по пластике Сергей Никульшин, тот самый, который, помимо всего прочего, более 15 лет являлся хореографом и режиссером по пластике сборной России по фигурному катанию, танцам на льду, спортивной акробатике, гимнастике, участником подготовки чемпионов мира и Олимпийских игр).
Сюжет спектакля незамысловат. Режиссер и автор мюзикла «Приличные девушки» Боб (Никита Верзилин) набирает артисток, которые будут выступать в кабаре. Претендентки три: Белла (Зоя Бестаева), готовая ради искусства на все (очень опасная и, согласитесь, весьма распространенная в наше поправшее мораль и нравственность время тенденция), Анна (заслуженная артистка РСО-Алания Елена Бондаренко) – барышня городская и умеющая себя подать и Мария (Анастасия Алехина), приехавшая из захолустья, где поезда проезжают раз в неделю. Девушки, ясное дело мечтают о славе и все такое. Но реальность и грезы, о чем поет один из героев спектакля, весьма сильно отличаются друг от друга. В жизни все проще, грубее, прямолинейнее. Вот и начинающие артистки становятся заложницами «богатых людей, вложившие в спектакль много денег». Это – Виктор (Станислав Кибилов), Влад (заслуженный артист РСО-Алания Алан Цаллаев) и Анатолий (заслуженный артист республики Роберт Кисиев). Мужчины жаждут развлечений. И певички кабаре для них легкая добыча. Но герои-любовники по характеру оказываются очень разными, вот и отношения с барышнями-артистками у них соответственно складываются по-разному.
Впрочем, каждому из мужчин девушки сами дают характеристики. Виктор-Кибилов, по словам Беллы-Бестаевой, хам и грубиян, но богатый. А это для Беллы архиважно, и она уже мечтает о том, как умерит аппетиты Виктора и, запустив щупальца в его наследство, не даст это самое наследство промотать. Но не тут-то было. «Готовая на все ради искусства», доступная и меркантильная Белла для Виктора всего лишь очередная игрушка, каковых в его жизни было великое множество. Зоя Бестаева в характерной роли Беллы просто великолепна! Как она складывает губы уточкой, как манерничает, как напролом идет вперед, действуя по принципу «для достижения цели все средства хороши» и вовсю стараясь не упустить своего. Образ будто списанный с сегодняшних недалеких барышень, хватких, цепких, вкладывающихся в свою внешность, накачивающих силиконом губы и мечтающих подороже себя продать.
Другой «денежный мешок» Влад-Цаллаев, по мнению его подруги Марии-Алехиной, человек мелочный, нехороший, торгующийся по любому поводу, как на базаре, живущий по принципу «ты – мне, я - тебе». Это он говорит, вернее, поет о том, что «все покупается и продается, искусство народу не принадлежит, кто платить ему, с тем оно и лежит и нужно оно только для развлеченья». В общем, раскусив суть Влада, Мария, у которой есть мечта и которой нужна любовь, а не чисто практические отношения, сама уходит от Влада и возвращается в свое захолустье, где выходит замуж за Хорошего (Давид Бязров), которого превращает в подкаблучника (вот тебе и любовь, вот тебе и мечта), обзаводится детьми, фермерским хозяйством. В общем, каждому, как говорится, свое.
Идеально складываются отношения лишь у третьей пары: Анны-Бондаренко и Анатолия-Кисиева. Правда, эта идиллия какая-то слишком сладкая, опереточная, нежизненная. Благодаря слаженному актерскому дуэту, идеальная пара вызывает бесконечный смех в зале. Роберт Кисиев, часто предстающий перед зрителями в комическом амплуа, здесь совсем непохож на своих прежних персонажей. В белом фраке и цилиндре, в очках, этакий робкий, интеллигентный, романтичный очкарик-недотепа, он невероятно убедителен и до колик смешон! Как великолепно подает своего Анатолия Роберт Кисиев!
По правде говоря, после предыдущего мюзикла Леонида Адамова «Любовь, несмотря ни на что» я с самого начала спектакля все ждала, что и на этот раз нам будет показана проникновенная, щемящая, находящая отклик в душе история любви, приводящая к тому самому катарсису, которым отмечены лучшие постановки. И когда закончилось первое действие, но ничего такого не произошло, я, признаться, была даже несколько разочарована. А вот второе действие так затянуло, что я просто перестала что-либо ожидать и начала наслаждаться созерцанием красивых костюмов (художник по костюмам заслуженный работник культуры РСО-Алания Светлана Володина), потрясающей режиссурой постановки, полной куража, драйва, веселья, эксцентрики, замечательной игрой актеров, с удовольствием включившихся в авантюру, задуманную режиссером. Уже в конце спектакля на мюзикл, в котором когда-то играли все три героини, а теперь на сцене из них осталась одна Анна, приходят ее подруги Белла и Мария, которые сидят прямо в левой ложе в зрительного зала. И когда Анна узнает и приветствует их, участниц первой постановки «Приличных девушек», они начинают продвигаться к сцене, перелезая через перила лож. Зрители ошарашены, зрители в восторге! Но и это еще не все. Дальше в зал с ноутбуком, на мониторе которого фото Анны, спускается этакий современный коробейник Анатолий и предлагает всем желающим программки. Публика, втянутая в эти авантюры, рукоплещет. Да что и говорить, музыкально-пластический спектакль в двух действиях очень смотрибельный, яркий, веселый, эксцентричный и необычный. Если вам хочется отдохнуть и заразиться хорошим настроением, сходите на «Приличных девушек».
А в заключение мне хочется поздравить болгарского режиссера Богдана Петканина с присвоением ему звания заслуженного деятеля искусств нашей республики. Звание им вполне заслуженное. И... ждем от режиссера новых, ярких постановок!
Ольга РЕЗНИК