Думаю, никто не станет спорить с тем, что летом общественная жизнь в нашем стольном граде Владикавказе замирает. Ничего не поделаешь, время отпусков. Однако все выше сказанное едва ли относится к Русскому театру, где, несмотря на лето и отпуска, уже начали активно готовиться к предстоящим гастролям. Под сводами Русского академического прошла даже пресс-конференция, которую дал директор театра, народный артист России Владимир Уваров.
Гастроли? Гастроли. Гастроли!
Итак, сентябрь для Академического русского театра им. Е. Вахтангова, равно как и для Курского государственного драматического театра им. А. С Пушкина и Белгородский государственный академический театр имени М. С. Щепкина начнется с обменных гастролей, которые стали возможны, о чем не устает повторять Владимир Уваров, благодаря Федеральному центру поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ. Его «молитвами» зрители могут смотреть лучшие спектакли ведущих театров России на сценах региональных театров. В рамках программы «Большие гастроли» наши вахтанговцы покажут в ближайшее время свои знаковые постановки в городах средней полосы России – Курске, с которым в советское время у североосетинской столицы были побратимские отношения, и Белгороде. А куряне и белгородцы приедут на гастроли к нам.
Делясь сокровенным с журналистами, Владимир Уваров обратил внимание на такой немаловажный факт, как близость Курска и Белгорода к Москве и Санкт-Петербургу, что способствует пополнению трупп этих театров выпускниками столичных театральных вузов. По этой же географической причине и именитые режиссеры из обеих столиц, откликаясь на приглашения, часто ставят спектакли в выше названных городах. «Есть чему по-хорошему позавидовать», – констатировал Владимир Уваров. А между строк прочиталось: нашим зрителям будет что посмотреть. Тем более, что оба едущие к нам на гастроли театра со своей интересной историей.
Так, Курский государственный драматический театр имени А. С. Пушкина является одним из старейших театров России. Открылся он аж в 1792 году в здании Благородного собрания, согласно распоряжению генерал-губернатора Александра Беклешева. Еще один прелюбопытнейший факт: в 1805 году на Курской сцене состоялся дебют талантливого крепостного актера Михаила Щепкина, которому суждено было стать великим русским артистом, способствовавшим своим мастерством утверждению сценического реализма на подмостках Малого театра. Кроме того, именно в Курском театре начинали свою сценическую деятельность известные актеры Николай Рыбаков и «самая популярная среди провинциальных актрис 1830-х – 40-х годов», «крупнейшая актриса театральной провинции» Любовь Млотковская. На его подмостках выступали также такие корифеи русской сцены, как артист театра и кино Павел Орленев, знаменитая Вера Комиссаржевская, заслуженный артист Императорских театров Константин Варламов, один из ведущих актёров Московского Художественного театра, народный артист СССР Василий Качалов, лауреат Сталинской премии, народная артистка СССР Александра Яблочкина.
Щепкинским художественным заповедям, традициям русского психологического театра неуклонно следует и Белгородский государственный академический театр им. М. С. Щепкина, первое упоминание о котором относится к 1936 году – именно тогда начал свою работу Белгородский колхозно-совхозный театр, призванный «внедрять в самую толщу колхозного крестьянства образцы подлинного социалистического искусства». Сегодня в БГАДТ имени М. С. Щепкина работает талантливый творческий коллектив, который с 1973 года возглавляет заслуженный деятель искусств России Виталий Слободчук. С коллективом Белгородской драмы сотрудничали и продолжают сотрудничать ведущие российские режиссеры.
Но вернемся к обменным гастролям. Первым к нам приезжает Курский государственный драматический театр имени А. С. Пушкина. Первого сентября во Владикавказе на сцене Русского театра он покажет комедию «Дикарь» известного испанского поэта и драматурга Алехандро Касона в постановке Анатолия Кузнецова, которая вот уже четверть века не сходит с театральных афиш Курска. Несмотря на это обстоятельство, заядлые курские театралы утверждают, что постановку «Дикарь» можно смотреть многократно, каждый раз открывая в ней что-то новое. Ведь эта комедия – как любовь, проверенная временем. Шутка ли сказать, но спектакль собрал около 200 аншлагов и готов и дальше покорять сердца курян и далеко не только их. Думается, что комедия Касона о любви, которая способна победить все, придется по душе и владикавказским зрителям.
Кроме спектакля «Дикарь» на суд владикавказских театралов куряне привезут еще две постановки комедийного жанра. Это комедия английского драматурга Рэя Куни «№ 13», получившая, между прочим, в 2000 году звание лучшей комедии в Европе, в постановке народный артист России Евгения Поплавского – этакий «спектакль-праздник, гомерически смешной, по-детски беззаботный и по-актерски невероятно талантливый, с абсолютно неповторимым колоритом». И комедия «Ктуба» («Брачный договор») израильского писателя, драматурга и журналиста, классика современной израильской юмористики Эфраима Кишона и тоже в постановке Евгения Поплавского. «Ктуба» – это история о том, как весело и увлекательно можно спасать семью, тем более если эта семья не совсем обычная.
Детям Курский государственный драматический театр имени А. С. Пушкина. покажет мюзикл в двух частях «День рождения кота Леопольда» – историю о дружбе кота и мышей, причем, самой, что ни на есть, настоящей.
Гастроли Белгородского государственного академического театра имени М. С. Щепкина во Владикавказе начнутся 23 сентября светлой, поэтичной комедией о любви «Касатка» Алексея Николаевича Толстого в постановке известного питерского режиссера, народного артиста России Семена Спивака. Также наши зрители увидят спектакли «Любовь и голуби» по известной комедийной пьесе Владимира Гуркина в постановке главный режиссёр Театра Тихоокеанского флота (Владивосток) Станислава Мальцева и «Куклы» по мотивам малоизвестного произведения испанского драматурга Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион» в переработке и постановке известного столичного режиссёра, художественного руководителя Московского театра на Юго-Западе, народного артиста России Валерия Беляковича, а также музыкальную сказку для детей «Карлик Нос» – одну из самых известных сказок немецкого писателя Вильгельма Гауфа. Для театра ее пересказал современный драматург Евгений Зимин, а поставил на сцене Белгородского драматического театра режиссер Игорь Ткачев.
Что касается нашего Русского академического театра им. Е. Вахтангова, то его гастроли в Белгороде, где будут показаны очень динамичная, задорная, позитивная, интересная и талантливо поставленная болгарским режиссером Богданом Петканиным комедия положений «Зануда» французского сценариста и кинорежиссера Франсиса Вебера, трагикомедия Григория Горина "Кин IV" в постановке Изабеллы Каргиновой, комедия «Бал воров» известного французского драматурга, сценариста и режиссера Жана Ануя, поставленная заслуженным артистом Северной Осетии и Кабардино-Балкарии Гиви Валиевым, стартуют 7 сентября. А в Курске, где на суд зрителей будут представлены те же спектакли, кроме «Бала воров», вместо которого зрители увидят искрометную, веселую, захватывающую комедию «Лес» по Александру Островскому в постановке все того же Богдана Петканина (в репертуаре белгородского театра есть свой «Лес», поэтому там будет показан «Бал воров»), начнутся 14 сентября.
Комедия Островского «Лес» в постановке Богдана Петканина будет показана и в столице Дагестана Махачкале на Международном фестивале русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона, который пройдет в октябре. В октябре же наши артисты поедут и на театральный фестиваль в Армению, куда повезут спектакль «Биография» по пьесе творившего на немецком языке известного швейцарского писателя, романиста и драматурга Макса Фриша в постановке Валерия Попова.
Что же касается гастролей вообще, то они будут продолжаться и в грядущих театральных сезонах (как тут вновь не пропеть осанну Федеральному центру поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ), потому что, как сказал Владимир Уваров, «театр, который не ездит на гастроли и фестивали, обречен на гибель», ибо такой развивающийся творческий организм, как театр, должен проходить проверку «менталитетом и интеллектом других зрителей». Владимир Уваров не стал скрывать, что постановки Русского театра из Владикавказа мечтают посмотреть зрители Кемерово, Хабаровска, Архангельска, Ульяновска, Ижевска, откуда есть заявки. А вот сама труппа нашего Русского театра мечтает об обменных гастролях с Государственным академическим театром им. Евгения Вахтангова и Московским драматическим театром на Малой Бронной в свой 150-й юбилейный сезон, который приходится на 2021 год. Кстати, об этом уже есть предварительная договоренность.
Что сезон грядущий нам готовит?
148-й театральный сезон в Русском театре в этом году откроется довольно поздно – 20 октября. И откроется, как сказал Владимир Уваров, скорее всего, «Кином IV». А уже буквально на следующий день состоится премьера спектакля «Оркестр» по интеллектуальной пьесе французского драматурга и сценариста Жана Ануя в постановке заслуженного артиста РФ, основателя и художественного руководителя-директора Детского музыкального театра юного актера Александра Федорова, который в прошлом году был председателем жюри VIII театрального фестиваля «Сцена без границ». В работе над спектаклем принял также самое живое участие известный пластиограф Маирбек Матаев, что неудивительно. Ведь «Оркестр» в постановке Федорова – спектакль музыкально-пластический, причем от начала и до конца. Думается, что зрителям он придется по душе, как пришелся по душе присутствовавшим на предпремьерном показе, который прошел в июне.
Какие еще премьеры в Русском театре ожидают зрителей в новом театральном сезоне?
Главный режиссер театра Валерий Попов замахнулся на одну из самых знаменитых пьес мировой драматургии – шекспировского «Гамлет», причем, в очень близком к первоисточнику переводе Андрея Корчевского. Спектакль будет называться «Трагическая история Гамлета, принца датского».
Народный артист России Вячеслав Вершинин ставит комедию «Палата бизнес-класса» полюбившегося уже владикавказской публике московского драматурга Александра Коровкина, чья искрометная комедия положений «Тетки в законе» в постановке все того же Вячеслава Вершинина с большим успехом идет на нашей сцене.
Изабелла Каргинова, ставившая уже на сцене Русского театра комедию Зиновия Сагалова «Любовные игры Сары и Элеоноры» и трагикомедию Григория Горина "Кин IV", приступает к постановке чеховских «Трех сестер» (как говорится, бог любит троицу).
Небезызвестный Богдан Петканин также намеревается ставить на сцене Русского театра новую пьесу (у нее пока еще нет названия) уже известного владикавказской публике по мюзиклу «Любовь несмотря ни на что» драматурга Леонида Адамова, настоящее имя которого Левон Маилян.
Но и, конечно, не останется без внимания детвора. Для нее на Новый год будет показана, как всегда, волшебная рождественская сказка.
Ольга РЕЗНИК