Итальянские страсти по-владикавказски

В Академическом русском театре им. Е. Вахтангова премьера – комедии «Суббота. Воскресенье. Понедельник» классика итальянского неореализма, автора более 50 пьес и по совместительству актера и режиссера Эдуардо де Филиппо! Сценическую версию, постановку и музыкальное оформление спектакля с несколько измененным названием «С. Суббота. В. Воскресенье. П. Понедельник» на владикавказской сцене осуществила приглашенный режиссер Елена Невежина. Елена Александровна – настоящий мастер своего дела, культовый столичный режиссер, лауреат премии «Московские дебюты», обладатель приза «Московская премьера» Фонда им. К. С. Станиславского, премии Фонда Олега Табакова, а также премии молодежный «Триумф». Сотрудничает со многими театрами Москвы, кроме того, ставит спектакли в разных городах России.  Часто работает в тандеме с художником Анастасией Глебовой, которая стала художником-постановщиком комедии Эдуардо де Филиппо и во Владикавказе.

            Вообще же Елена Невежина «делает» спектакли по произведениям русской и зарубежной классики, однако отдает предпочтение западной драматургии, преимущественно авторам ХХ века, мало ставившимся в России. А вот ее выбор на комедию Эдуардо де Филиппо «Суббота. Воскресенье. Понедельник» пал отнюдь не случайно.  Невежина уверена, что именно эта пьеса «по темпераменту очень созвучна нашему краю и людям, которые здесь живут».

            По правде говоря, когда на водруженном на сцену большом обеденном столе появились все эти наши осенние радости: баклажаны, помидоры и перцы болгарские, пересыпанные зеленью, мне вдруг почудилось, что сейчас мы и впрямь увидим этакую итальянскую жизнь с кавказским акцентом. Ан, нет. Жизнь мы увидели самую что ни на есть итальянскую: с пылкими страстями, жаркими спорами и заламываньем рук. А речь персонажей то и дело пересыпалась итальянскими фразочками (любопытный прием!), которые тут же повторялись на русском языке. Честно говоря, герои владикавказской «Субботы...», на мой взгляд, в чем-то оказались даже большими итальянцами, чем сами сольди в экранизации Лины  Вертмюллер с Софи Лорен в главной роли.

            Ну чем скажите не итальянец пылкий Пеппино Пископо  в исполнении народного артиста РСО-Алания Антона Тогоева, демонстрирующего на каждом шагу свой недюжинный южный темперамент? И его можно понять. Как, скажите, человеку не нервничать, если его с утра до вечера донимают домашние? А главное – жена Роза (заслуженная артистка РФ Наталья Серегина) перестала гладить мужу рубашки, готовить носки и  махать рукой с балкона, провожая на работу. Как тут не заподозрить что-то неладное? Тем более, что учтивый сосед сверху Луиджи Янньелло (народный артист РСО-Алания Юрий Хафизов) постоянно оказывает Розе знаки внимания и даже дарит подарки. В итоге разыгрывается бурная сцена ревности, которую закатил во время званого обеда Пеппино, чем не только перебила аппетит всем присутствовавшим, но и заставил их не на шутку поволноваться. Но каким же достоверным и даже вызывающим сочувствие был в этот миг Пеппино Тогоева! Не поверите, на его глаза наворачивались слезы (я сидела близко, я разглядела).

            А что же донна Роза? Почему она так охладела вдруг к своему благоверному?  А донна Роза, оказывается, затаила обиду на мужа еще три месяца назад, когда, будучи на воскресном обеде у старшего сына Роберто (Станислав Кибилов), он, не скупясь на эпитеты, вовсю расхваливал приготовленные невесткой Марией-Каролиной (заслуженная артистка РСО-Алания Эльмира Бестаева) макароны с баклажанами по-сицилийски, съел добавку и даже попросил невестку приготовить как-нибудь это блюдо у них дома. Для донны Розы это был конец света,  означающий только одно: Пеппино перестала нравиться стряпня собственной жены. Вот почему она со всем присущим ей южным темпераментом на протяжении трех месяцев давала понять мужу свое недовольство. Роза больше не гладила его рубашки, не провожала на работу...  Она, правда, и не кидала на  Пеппино пронизывающие холодом взгляды, как это делает экранная донна Роза Софи Лорен, и не общалась неохотно с окружающими, ибо не до них вовсе. Напротив, Роза Серегиной по натуре своей эмпат, она добра и внимательна и к затурканному матерью племяннику мужа Аттилио (Давид Бязров), и к дочери Джульетте (Анастасия Алехина), и даже к незадачливому жениху Джульетты Федерико (заслуженный артист РСО-Алания Роберт Кисиев). Но как только дело касается Пеппино, тут уж, как лава из кратера, прорывается итальянский темперамент наделенной чувством собственного достоинства добропорядочной домохозяйки!

            Да у кого из героев он, собственно, не прорывается? И у мечтающей о карьере телеведущей Джульетты (ах, как она играет лицом, когда узнает, что ее мечте не суждено осуществиться), и у амбициозного, одетого с иголочки франта Рокко (заслуженный артист РСО-Алания Алан Цаллаев), который во время ссоры останавливает кричащих одновременно друг на друга громким, пронзительным свистом, и у похожего на сицилийского мафиози жениха Джульетты Федерико, уверенного, что место женщины на кухне или где-то возле нее, и у жгучей брюнетки Марии-Каролины (да она просто вылитая итальянка!), и у отца Розы, шляпных дел мастера Антонио Приоре...

            О старике Антонио  разговор особый. Во-первых, потому, что роль этого почтенного дона играет сам худрук театра, народный артист России Владимир Уваров, который нечасто балует зрителей своим появлением на сцене. Во-вторых, потому, что чудаковатый, капризный, временами впадающий в  детство (одно только катание на самокате чего стоит!) старик Антонио получился у Уварова настолько узнаваемым, типичным, что, думаю, многие зрители, глядя на него, вспомнили кого-то из своих старших.

             Антонио подозревает всех окружающих в недобром к себе отношении, оттого и вредничает. Всех, кроме внука Рокко, в котором души не чает, даже за стол без него не садится. И в этом есть своя сокровенная логика. Ведь именно Рокко, отказывающийся помогать отцу в семейном магазине и собирающийся открыть свой собственный на новом, более престижном месте,  будто мстит за деда зятю, закрывшему в свое время шляпный магазин тестя, сославшись на то, что шляпы-де вышли из моды. А посему Антонио, считающий себя и внука чуть ли не единым целым,  радостно выдыхает в зал: «Вы ведь придете к нам с Рокко на открытие нового магазина?»

            Надо сказать, что образ Антонио, созданный с юмором Владимиром Уваровым, особенно пришелся по душе владикавказским театралам. И даже был воспринят как некий своеобразный подарок артиста, который в эти дни отмечает свой 70-летний юбилей, с чем хочется Владимира Ивановича от души поздравить и пожелать ему счастья, крепкого здоровья, долгих лет жизни и новых творческих достижений! Уверена: он еще не раз нас порадует и удивит.

            И еще несколько слов об Антонио Приоре. Шутки шутками, комедия комедией, но ведь именно этим образом затронута очень важная тема – почтительного отношения к старикам. Не знаю, обратили ли зрители внимание на то, как снисходительны все к чудачествам Антонио, как оберегают его от разного рода треволнений.  А потому и о недомогании  дочери, и о разыгравшейся во время обеда неприятной сцене он так ничего и не узнал.

            И еще одна важная, на мой взгляд, тема затронута в комедии Эдуардо де Филиппо – тема женской эмансипации. Правда, затронута как-то по касательной, что, впрочем, неудивительно.  Ведь пьеса «Суббота. Воскресенье. Понедельник» была написана в далеком 1959 году, когда большинство женщин в Европе, да и в Америке  являлись в основном домохозяйками (это же вам не Советский Союз!). Апологетом  женской эмансипации в комедии является сестра Пеппино Амелия (народная артистка РСО-Алания Анжелика Тер-Давидянц), которую все называют просто Меме. К сожалению, идеи Амелии не вызывают у окружающих ни симпатии, ни доверия. По-видимому, и сам автор едва ли их разделял. Вот почему его продвинутая, деятельная и активная (даже книгу взялась писать) Амелия вырастила из собственного сына неприспособленного к жизни неумеху. Пеппино и Федерико так и вовсе винят Меме в том, что она сбивает с толку Джульетту, которая  под влиянием тетки начинает задумываться о карьере (ох, неженское это дело).  Но как показала жизнь, именно у мировоззрения Амелии впереди большое будущее.  Только представьте на миг, что та же донна Роза, кроме домашнего хозяйства, занята чем-то еще, каким-нибудь делом, которое ей по душе. Разве не была бы она в разы интереснее, значительнее и привлекательнее как личность, в том числе и для собственного мужа? Едва ли при  таком раскладе Пеппино позволил бы себе не ценить и не замечать ее хлопоты по дому, требующие, несомненно, немалых усилий. Да никто бы не посмел в таком случае обесценивать домашние дела донны Розы, воспринимая их как должное...

            Слава богу, вся эта история, начавшаяся в субботу, разразившаяся скандалом в воскресенье, счастливо завершилась в понедельник. Во втором действии, когда наступил тот самый понедельник, со сцены в зрительный зал полился неутомимый поток целебной энергии любви. Любви двух взрослых людей, которые много лет прожили в браке, позабыв о бережном отношении друг к другу и о том, что любой конфликт можно предупредить, заблаговременно проговаривая возникающие проблемы. Любви их детей, которые делают все для того, чтобы помирить родителей. Хочется верить, что бурная сцена ревности по-итальянски, преподнесенная на воскресный обед вместо гарнира, все-таки научила их жить в любви с любовью.

Ольга Резник

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

Драма

4 мая в 18:00, Основная сцена

Сотворившая чудо

Купить билет

16+

25 апреля в 18:00, Малая сцена

Метод Грёнхольма

Купить билет