Все мы знаем известную кинокомедию режиссера Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Этот фильм уже давно входит в золотой фонд кинематографа. Реплики героев разобраны на цитаты. Каждая сцена просмотрена не один раз. А многие ли из вас знали, что снят фильм по одноименной пьесе Михаила Булгакова?
Написана она была в далеком 1936 году и долгое время не имела большой популярности при жизни Михаила Афанасьевича. Лишь в 70-х годах она нашла свое место в творчестве Гайдая.
Теперь знаменитую историю о царе Иване Грозном и похожем на него, как две капли воды, управдоме Иване Васильевиче Бунше можно увидеть на сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова. Постановку воплотил в жизнь молодой режиссер Казбек Джелиев.
В начале спектакля взору открывается сцена, поделенная на две части: с одной стороны представлена квартира ученого Тимофеева, а с другой – его соседа, стоматолога Шпака. Стоит обратить внимание на интерьер. Он играет немаловажную роль. В квартире Тимофеева почти всю площадь занимает так называемая машина времени. Кстати, сделана она довольно-таки интересно: не просто в виде аппарата со всякими наворотами, а пианино, из которого торчат лампочки и различные мудреные приборы, а стоящий рядом велосипед служит… мотором.
Интерьер квартиры Шпака сразу же позволяет судить о благосостоянии хозяина и его несколько легкомысленном характере. Здесь и стол с графином водки, и шкаф с книгами, в которых спрятаны деньги, и шифоньер с дорогой одеждой. Для вора Милославского – это самая настоящая находка.
Во втором действии мы переносимся в прошлое – в древнюю Москву. Декорации, естественно, сменяются. Теперь перед нами палаты царя. Трон посередине сцены, на котором вместо него восседает Бунша. Огромные колокола, как символ златоглавой Москвы. А появляющийся в эпизоде стол, когда "царь трапезничать желает", со всеми возможными яствами, стал просто неотъемлемым атрибутом и опять-таки напомнил знаменитую сцену из фильма с царицей Марфой Васильевной, песнями и плясками. Не обошлось без этого и на сцене.
Что касается костюмов, то они были просто на загляденье. От исторических нарядов вообще нельзя было оторвать глаз. Особенно от костюма Ивана Грозного. Его тулуп – самое настоящее произведение искусства.
Наблюдать за игрой актеров было сплошным удовольствием. Всю гениальность пьесы удалось раскрыть благодаря их великолепному мастерству. Глядя на них сразу же вспоминались любимые актеры из советского фильма. В голове непроизвольно складывались параллели, хотя сравнивать их, конечно, нелепо. Спектакль – это одно, кино – другое, да и актеры из разных поколений. Но, уж простите, без этого никак не обойтись. Все-таки киношный "Иван Васильевич", извините, уж порядком "приелся".
Тем не менее многие актеры Русского театра в какой-то степени повторяли игру коллег из знаменитой киноленты. Но это ничуть не испортило впечатление о спектакле, а, наоборот, оставило лишь положительные эмоции. В целом вахтанговцы справились на "ура". Каждый смог полностью вжиться в образ своего персонажа и передать его с той же точностью, какой они описаны Булгаковым. Алан Цаллаев блестяще сыграл Тимофеева. Образ получился несколько неуравновешенным, но так оно и надо было. Ведь это ученый, который буквально помешался на создании своей машины времени. А Бунша в исполнении Роберта Кисиева – это же сплошное умиление и восторг: так ярко он передал его образ и манеру речи. Ну, а Жорж Милославский Николауса Мароматидиса – выше всех похвал. Никак нельзя оставить без внимания великолепную Наталью Серегину – настолько хороша ее игра! В образе сразу сложно признать любимую актрису. В постановке она исполнила две роли – Ульяны Андреевны и Марфы Васильевны.
А царь, царь – это надо было видеть! Станислав Кибиров просто превзошел самого себя. Его Иван Васильевич настолько "грозный", что порой становилось страшно. Роль была отработана на все сто процентов. Грозный получился именно таким, каким представил его в пьесе Михаил Афанасьевич. Где-то Кибиров был схож с Яковлевым, но все-таки у него получилось создать именно "своего" царя.
Сценические фантазии Михаила Афанасьевича были представлены актерами Русского театра настолько ярко, что казалось, будто бы это не выдуманная история, а реальность, которую наблюдаешь со стороны. Путешествие героев из настоящего в прошлое и назад увлекало и затягивало на протяжении всего спектакля.
Комедия, поставленная Джелиевым и воплощенная вахтанговцами, – это сказка для зрителей любого возраста. Это классика, которая не стареет. Герои хоть и из прошлого, но они близки и понятны сегодняшнему зрителю. А после просмотра не хочется, чтобы действо заканчивалось: душа требует, как говорил Бунша, "продолжения банкета".