…Кружево актерской судьбы плетется подчас причудливо и пестро. И, наверное, во многом правы те, кто убежден: это не ты однажды выбираешь ее для себя, эту судьбу, которая навсегда становится твоим счастьем и радостным крестом, воздухом и хлебом – а она сама выбирает тебя…
Когда ему задают вопрос о том, как и с чего начался его путь на сцену, он, любимец владикавказской публики, один из ведущих мастеров труппы Русского академического театра имени Евгения Вахтангова, честно, с мальчишески озорной и открытой улыбкой признается: в юности о сцене и не помышлял. Считал себя «по жизни» стопроцентным технарем – и после школы поступил в Орджоникидзевский техникум электронных приборов. Но именно там к нему, Юре Хафизову, красавцу-парню, по которому втайне дружно вздыхали все студентки их курса, душе компании, заводиле и гитаристу-виртуозу, прочно приклеилось прозвище «Артист» – с легкой руки его преподавателя автоматики Мурата Габуева. Прозвище, оказавшееся пророческим… Потом было распределение в Одессу. Девять лет, прожитых там, «у самого синего Черного моря», в удивительном и неповторимом городе, который просто не позволит заглохнуть в человеке творческой жилке, если уж бог «поцеловал его в макушку». «Это были неповторимые годы – и совершенно необыкновенный отрезок моей жизни, каждая минута которого была пронизана солнцем и счастьем», – вспоминает сегодня Юрий Якубович. Тогда и пришло понимание: «А может быть, «мое» – это все-таки именно сцена?» Были две попытки «штурмовать» ГИТИС. А в начале 1990-х – возвращение во Владикавказ и поступление в актерскую студию при Русском театре, которую возглавлял сначала режиссер из Адыгеи Касей Хачегогу, а потом – народная артистка России Валерия Хугаева…
Первой ролью Юрия Хафизова на сцене Русского театра, которой им отдано уже больше двадцати лет, стал Волшебник в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца. А дальше были десятки других ролей – и другие «очеловеченные» им на театральных подмостках герои, в которых зрители неистово влюбляются и которым так же неистово сопереживают, вместе с которыми смеются и плачут, страдают и радуются… И в которых верят безоговорочно – потому что наполняет эти образы живой кровью светлое и щедрое актерское сердце. Петя Трофимов в чеховском «Вишневом саде», Мотл и Антонио в «Поминальной молитве» Григория Горина и его же пьесе «Чума на оба ваши дома!», Герцог и Родриго в шекспировских «Двенадцатой ночи» и «Отелло», Альваро в «Татуированной розе» Теннеси Уильямса, Аметистов в булгаковской «Зойкиной квартире», Ильин в «Пяти вечерах» Володина, капитан Келлер в «Сотворившей чудо» Гибсона, Подхалюзин в «Банкроте» Островского, Леша в последней, совсем недавней громкой премьере Русского театра – в спектакле «Похороните меня за плинтусом» по роману Павла Санаева, который поставил во Владикавказе мэтр московской режиссуры Марк Розовский… Все это – он, народный артист Северной Осетии Юрий Хафизов. Такой разный. Такой «многоцветный» на сцене. Такой глубокий и тонкий, яркий и солнечный…
А в минувшую субботу, 11 октября, в зале Русского театра на юбилейный бенефис Юрия Хафизова, отмечавшего «круглую» дату – 50-летие, собрались его друзья и близкие, коллеги по профессии и преданные поклонники его таланта. Были букеты цветов, которые зрители несли и несли на сцену, была совершенно удивительная атмосфера тепла и вдохновения, чуда и искренности, объединившая сцену и зал… И были овации, которыми то и дело прерывался спектакль «Афинские вечера» по пьесе Петра Гладилина – именно в нем увидела в этот вечер юбиляра публика. В роли отца юной героини- пианистки – Бориса Олеговича. Человека, глубоко любящего дочь, от души желающего ей счастья – и, в то же время, «из самых благих побуждений» едва не сломавшего ей жизнь. К которому зритель проникается сначала открытой неприязнью – а потом жалостью. А в финале – сочувствием. Потому что понимаешь: а ведь в судьбе этого трагикомического героя на самомто деле куда больше трагического, чем комического…
А потом был веселый, искрометный и очень-очень, до комка в горле, трогательный капустник, подаренный «виновнику торжества » коллегами по труппе. Ну и, конечно – поздравления и сюрпризы: куда же без них? Специалист Министерства культуры Северной Осетии Фатима Пагиева вручила Юрию Хафизову под аплодисменты зала Почетную грамоту республиканского Минкульта, худрук театра «Саби» Владислав Колиев – приветственный адрес и подарок от коллег-ТЮЗовцев, однокашники по техникуму электронных приборов – именную памятную медаль…
«Без Юры Русский театр представить сегодня невозможно. Без него он однозначно был бы другим. Это – удивительно дотошный и въедливый по отношению к своей профессии, к роли и к себе человек. И – удивительно светлый, порядочный и ответственный. Не помню такого случая, когда бы он хоть в чем-то подвел театр и своих партнеров по спектаклю. А еще он – просто замечательный друг, сын, отец. И, конечно – артист. Мы тебя очень любим, Юра!» – эти слова худрука и директора Русского театра Владимира Уварова, прозвучавшие в тот вечер со сцены, зал тоже встретил овацией. А сам юбиляр обратился к публике «под занавес» вечера с простым и теплым признанием: «Спасибо моим близким и друзьям – всем, кого я люблю и кто подставлял и подставляет мне плечо в определенные моменты жизни, когда бывает трудно. Огромное спасибо и низкий поклон моим учителям – и, конечно же, всем тем людям, кого я называю своими учителями в профессии и кто, вкладывая в это столько сил и души, пестовал наш курс, созданный в 1990-е при Русском театре. Моему любимому, замечательному коллективу: сказать, что театр – это мой дом и семья – значит, не сказать вообще ничего… И – огромное спасибо вам, нашим зрителям. Той прекрасной плеяде людей, которые любят наш театр, верны ему на протяжении десятилетий, стали для нас практически родными и ради кого мы и выходим на сцену. Мы благодарны вам за эту вашу великую любовь – и за то, что вам хочется быть с нами!..»
«Северная Осетия» № 189 (26697)
Е. ТОЛОКОННИКОВА.