Анжелика – маркиза сцены

Лицом к Парнасу

Юбилейное блиц-интервью

По правде говоря, верится с трудом, что эта молодая, красивая, стройная женщина отмечает свой далеко не тридцатилетний и даже не сорокалетний юбилей. Еще труднее поверить в то, что она бабушка. А впрочем, о возрасте женщины говорить не принято. Вот и мы не станем этого делать. Скажем только: 25 октября свой юбилейный день рождения отметила одна из ведущих актрис Русского академического театра им. Е. Вахтангова, народная артистка РСО-Алания Анжелика Тер-Давидянц.

Ее служение в Русском театре началось в 1988 году, вскоре после окончания ГИТИСа им. А. Луначарского. Зрителям актриса Тер-Давидянц полюбилась в ролях Аманды Унигфрилд в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса, Эльзы в «Безобразной Эльзе» Э. Рислакки, Клер в «Прекрасных телах» Л. Каннингем, Инесс в «За закрытыми дверями» Ж.-П. Сартра, Роксаны в «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, Надежды в «Вся Надежда» М. Рощина, Аси в «Лакейских играх» А. Брагинского, Люси в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, Вики Люберецкой в «Завтра была война» Б. Васильева, Тамары в «Яме» А. Куприна, Виолы в «Двенадцатой ночи» У. Шескпира, Зои в «Пяти вечерах» А. Володина, Мэри Смит в «Слишком женатом таксисте» Р. Куни, Светланы Погожевой в «Однокласснице» и Веры в «Как боги» Ю. Полякова, Фоминишны в «Банкроте» А. Островского, Нины в «Мой век» М. Лоранса, Юнис в «Трамвай «Желание» Т. Уильямса, Эми Госуилл в «Кине IV» Г. Горина, Антуанетты в «Биографии» М. Фриша и, конечно же, актрисы в моноспектакле «Белый танец для любимой актрисы» Н. Квижинадзе.

Но в каком бы образе ни представала перед зрителями Анжелика Тер-Давидянц, на сцене она, словно оголенный нерв, словно человек без кожи, настолько остро и тонко чувствующий, что все его эмоции, чаяния, радости и тревоги, как сигналы по проводам, передаются зрителю. И еще. Она актриса, которой по силам любая роль...

Должно быть, такая преданность театру подразумевает, что все начиналось еще в детстве, о чем я первым делом и спрашиваю свою собеседницу.

 – Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?

 – Мечтаний по поводу будущей профессии было много в детстве. И, как показала жизнь, что все мечты потихонечку сбываются. Мечтала петь – пою в спектаклях. Мечтала танцевать в балете, даже занималась в балетной студии во Дворце пионеров – танцую на сцене, сыграть балерину Аврору Газданову. Помню, работая над этой ролью, я просто летала на репетициях, потому что это был кусочек моей детской мечты. Мечтала быть учителем – сейчас преподаю сценическую речь на факультете искусств в СОГУ.  Еще я любила стричь,  интересовалась космосом. Сейчас могу постричь, с удовольствием читаю фантастику, смотрю научно-популярные передачи и документальное кино о космосе. Так что детские мечты – это не просто так.

 – Получается, актрисой стать не мечтали?

 – Нет, про театр я не мечтала. Мне казалось, что это очень сложно. Но так сошлись звезды: чтобы все мои мечты вкупе осуществились, я решила стать актрисой. Поехала в Москву и поступила в ГИТИС. Если бы не поступила, поступала бы на филфак, потому что любимыми школьными предметами были русский язык и литература.

 – Приставка тер- в армянских фамилиях, насколько мне известно, говорит о принадлежности к сословию духовному, священническому. Между тем, издавна считалось, что игра в театре несовместима с христианством. Многие, наверное, слышали, что актеров якобы даже хоронили за оградой кладбища. Правда, это всего лишь слух, не более того. Тем не менее, на Руси, например, существовал особый чин покаяния для «шпильманов и глумцов», то есть актеров. Что вы можете сказать в защиту своей профессии?

 – Какое счастье, что мы живем уже не в те времена. Даже служба тогдашних актеров и нынешних разнится. Тогда театр служил для развлечения знати, которая смотрела сверху вниз на актерскую братию. Сейчас отношение к театру другое. Театр стал выше, чем некие социальные слои. Потому что абы кто в театр не придет. Есть люди, которые понимают искусство, чувствуют музыку, балет. Им театр необходим, как воздух. Другие вообще не понимают, зачем ходить в театр, если можно посмотреть фильм по ТВ, лежа на диване? Но и они, попав раз в театр, подпадают под его магию, что-то в них непонятным образом переворачивается. И они начинают ходить в театр. Потому что здесь происходит настоящее творчество, взаимообмен энергиями. Поэтому и актеров сейчас ценят гораздо больше. Возможно, ходят слухи, что на сцене мы одни, а в жизни  другие. Это все муссирует желтая пресса. Но наш моральный театральный закон для актеров таков: неся со сцены свет, сам будь светлым, какое право ты имеешь людям говорить о добре, если ты сам не добр...

 – Какая из сыгранных вами ролей запомнилась, легла на душу больше других?

 – Роль в «Белом танце для любимой актрисы». Потому что в ней есть все, о чем только может мечтать актриса. И каждый спектакль не похож на предыдущий. На душу легла, конечно, и последняя роль – королевы Гертрид, матери Гамлета в «Трагической истории Гамлета принца Датского». Она небольшая, но такая, оказывается, мощная, эмоциональная, с такими подвижками внутри. Ведь большую часть времени на сцене я молчу. И мне нужно обязательно, чтобы зритель понимал, о чем я молчу.

 – Назовите один из самых необычных, на ваш взгляд, спектаклей?

 – «Биография» Макса Фриша – необычный и сложный спектакль. Вообще все спектакли, которые идут на малой сцене, необычные: и «За закрытыми дверями» Жана-Поля Сартра, и «Недоразумение» Альбера Камю, и «Биография». Они необычны и по постановке, и по трактовке.

– Приходилось ли играть роли, которые вообще не нравились?

 – Если по прочтении возникали мысли: что тут играть, это так скучно, то приходилось придумывать что-то, чтобы играть хотелось. Потому что нужно любить свой персонаж, дабы зрители поверили, что ты – это и есть он. Бывает, что материал не очень мой, но если я в нем работаю, то должна его сделать своим. Думаю, совсем не моей была роль в «Безобразной Эльзе». Мне было уже за 40. А Эльзе 26 лет. Материал мне нравился, не нравилась я в этом материале, потому что я была уже слишком взрослая, разумная для этой роли. Но меня привлекло, что эта девочка предстает в разных ипостасях. Мне тогда помогла Валерина дочь (ей на ту пору было лет 20), вернее, наблюдение за ней, за тем, как она реагирует, как себя ведет, как отвечает...

– При вашей занятости в театре хватает ли времени на личную жизнь, на двоих внуков?

 – Времени на внуков, увы, не хватает. Потому что его поглощает работа. А работа – это долг. А малыши – это сердце. Днем они в детском саду, в выходные я занята в спектаклях. Но при первой же возможности уделяю им время. Они сейчас уже повзрослее стали – шесть лет и четыре года. Помнят бабушку. Старший, когда был помладше, говорил: «Бабуля, моя кололева»...

 – Каким словом вы бы охарактеризовали театр?

 – Чудо.

 – Комедия или трагедия?

 – Комедия.

 – Играть положительные или отрицательные роли?

– Не люблю положительные и не люблю отрицательные. Люблю живые. Станиславский как говорил: «Ищи злое, где он добрый, а доброе, где он злой». Тогда он будет настоящий, живой и полезный для восприятия.

 – Есть мечта сыграть какую-то определенную роль?

 – Хотелось бы сыграть Медею, леди Макбет. Чехова хочется поиграть. Муки автора  мне интересны. Поэтому хочется соприкоснуться с Чеховым, Лесковым, Ануем. Хочется поковыряться не только в образах, но и в авторах.

 – Ваш супруг – главный режиссер театра Валерий Попов. Муж режиссер – это плюс или минус?

 – Конечно, плюс. Тем более, умный режиссер и талантливый, но скромный.  Сам он ничего не скажет, его нужно потеребить вопросами. В профессии мне это очень помогает.

 – Поете?

 – Сейчас меньше. На сцене пою. И в фестивалях участвовала бардовских вместе с Валерой. Потому что у него такие сильные, мощные песни, что не петь их нельзя.

 – Что вы чувствуете по завершении спектакля, когда зрители аплодируют?

 – Полет. Такой полет, как в танце. Я пытаюсь увидеть глаза зрителей. В них читается, что я сегодня смогла им дать

  – Как будете отмечать юбилей?

 – Я надеюсь, что «Белым танцем для любимой актрисы». Любимый спектакль, любимая роль. Коллеги поздравят, наверное. Подготовят капустник. У нас такая традиция. Я хочу подготовить песню, которую раньше не пела. Очень хочется что-то сказать, что еще не было сказано.

Беседовала Ольга Резник

P.S. Редакция «ПО» поздравляет Анжелику Тер-Давидянц с юбилеем. Желаем счастья, радости, удачи, здоровья, исполнения всех желаний и надежд и новых творческих успехов.

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

Драма

4 мая в 18:00, Основная сцена

Сотворившая чудо

Купить билет

16+

25 апреля в 18:00, Малая сцена

Метод Грёнхольма

Купить билет