Не жалею, не зову, не плачу…

Брать в работу образ, который знает практически каждый мало-мальски грамотный человек, крайне сложно. Стереотипов точно не избежать. Что мы знаем о Сергее Есенине? Русский человек с копной пшеничного цвета волос, деревенский, хулиган, повеса, гуляка, любитель женщин и бесконечно талантливый поэт. Его стихи – музыка, строки как бы сами сливаются с нотами, и рождается напев, то протяжный, проникающий в душу – «отговорила роща золотая…», то рубленый, отчаянный, с вызовом – «я московский озорной гуляка…». И то, и другое, и третье…это Есенин, русский гений, и вот как все это сыграть на сцене?
Афиша «Женщины Есенина» - это как перчатка, вызов на дуэль, брошенная в толпу. Биография Есенина всегда привлекала и будет привлекать, а тем более акцент сделан на женщинах, часть из которых имеет громкие имена. Другие же известны благодаря многочисленным биографам, к коим примкнул и Захар Прилепин, личность яркая, неординарная, широкой общественности Северной Осетии хорошо знакомая – его выступления в Национальной научной библиотек до сих пор в памяти. Его книга «Есенин. Обещая встречу впереди» очень популярна, и драматург Елена Исаева, по чьей инсценировке поставлен спектакль на сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова, и премьера которого состоялась в минувшие выходные, за основу взяла одно направление его недолгой жизни – взаимоотношения с женщинами.
Не вижу смысла разбирать по косточкам его нравственные качества. У каждого есть свои скелеты в шкафу, и будь он не Есениным , а просто дядей Васей никому бы не были интересны перипетии его судьбы, его детские травмы, его отношение с матерью. Вряд ли стоит кого-то судить, да и спектакль вовсе не про это. Были женщины, но не было настоящей любви: душа металась в поисках, увлекалась, остывала, воскресала вновь, и все это выплескивалось в стихах, к которым мы возвращаемся вновь и вновь. Конец трагичный, но он как бы предначертан всей жизнью. Это рок, от которого не уйдешь, и Сергей Есенин стал заложником своего таланта, тут уж ничего не поделаешь.
Есенин – икона, культ, и, бесспорно, стоит восхититься смелостью режиссера-постановщика Изабеллы Каргиновой, которая взялась за такой сложный материал, думаю, прекрасно понимая, что в труппе театра нет актера, который бы внешне напоминал Есенина. Любопытно было бы узнать, почему выбор режиссера пал именно на этот роман: любовь к творчеству Есенина, Прилепина, громкая афиша, на которую отреагирует зритель, или же подсказка шестого, седьмого, восьмого чувства, что нар. артист Северной Осетии Алан Цаллаев, внутри тот самый белокурый и голубоглазый «уличный повеса» Сережа? В кратком интервью одному телеканалу Изабелла Каргинова сказала, что внешнее сходство не важно, важен внутренний мир героя, и вот его и должен передать актер. Тем самым поставила себе архисложную задачу, хотя и внешнее сходство далеко не всегда залог успеха роли.
Ставка сделана на внутренний мир героя, его эмоции и переживания. Для усиления драматургии на сцене появляется черный человек (Николаус Мавроматидис). Он воплощает в себе то, что скрыто за голубыми глазами и расшитой русской рубахой. А, может, ту особенную мужскую харизму, манкость, которая сводила женщин с ума. И эти два персонажа, слившиеся в одну фигуру – тот самый стержень, на который нанизано все остальное.
Женщины – они женщины. Начиная с матери в исполнении засл. арт. РФ Натальи Серегиной, которая является незримым судьей всех деяний сына, и заканчивая нелюбимой, но законной супругой Софьей Толстой, каждая отдает ему всю себя, тем самым вдохновляя, окрыляя, возвращая к жизни, но ненадолго. Какое-то время он живет ими, пытается строить отношения, но тщетно. Внутри пусто, а весь мир – на бумаге, то творческое наследие, которым мы поныне восхищаемся.
Вполне возможно, что Есенин не встретил свою Наталью Гончарову или Лилю Брик, но и Зинаида Райх, Августа Миклашевская и тем более Айседора Дункан – яркие, самодостаточные личности, около которых поэт «погрелся» хоть на время.
Минимализм декораций на сцене фокусирует взгляд на героях. Каждая барышня интересна по-своему, и, созерцая их, зритель воскрешает в памяти известные имена. Воссоздавать эпоху помогают костюмы, они же вкупе с музыкой, стихами и хореографией формируют атмосферу того времени, сложную, противоречивую, местами свободную, иногда просто страшную. В действие вовлекается и зритель, актеры умело задействуют пространство зала.
Спектакль надо смотреть. Да, увидеть Есенина на сцене сложно, тут надо смотреть не внешним, но внутренним зрением. Ни в коем случае не осуждать – судьба уготовила ему такую миссию. Понять и наслаждаться действием, актерской игрой, режиссерским прочтением, где-то возражать, где-то не соглашаться – в этом и есть жизнь спектакля, который создан большим творческим коллективом наших вахтанговцев, создан по обыкновению с любовью к зрителю, с уважением к автору произведения. Прочувствован, выписан, соткан как полотно, как белая косоворотка, с виду простая, но только на первый взгляд. Заглянешь глубже - утонешь в омуте характеров и настроений, амбиций и разочарований, чарующей музыки волшебных строк.


Мила Рамонова

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

Драма

4 мая в 18:00, Основная сцена

Сотворившая чудо

Купить билет

16+

25 апреля в 18:00, Малая сцена

Метод Грёнхольма

Купить билет