Юрий Хафизов «Я живу в гармонии с собой»

Поклонники  Русского академического театра имени Евгения Вахтангова хорошо знакомы с  этим   высоким  импозантным  мужчиной  с  благородной сединой.  Облик интеллигента завершают очки в изящной оправе .   Время в принципе никак «не поработало» над его лицом и фигурой, несмотря на то, что Юрий и не думает скрывать свой приближающийся юбилей. Но впечатление создалось  такое, что  мой собеседник открыл для себя   какой – то  особенный смысл бытия, и он помогает ему справляться со всем внешним и внутренним негативом.

При встрече народный артист Северной Осетии Юрий Хафизов выглядел абсолютно счастливым. Я не заметила  ни малейшей  напряженности или волнения, которые ожидала увидеть: как – никак «подкатывает»  возраст и уже не сыграть какие – то несыгранные роли, предназначенные для харизматичных  мачо. Да и театральная молодежь наступает на пятки, смещая ударение на фамилии Хафизов  со слова «дети» на слово «отцы».

Но… ничего подобного. Все безмятежно и замечательно.

- Юра, твой театральный стаж  около двадцати лет. Простым арифметическим действием  можно установить, что  ты пришел в актерскую профессию не со школьной скамьи…

- Точно. Меня с детства и до сих пор тянет  к технике, поэтому я после школы, нисколько  в этом не сомневаясь,  поступил  в Техникум электронных приборов, окончил его и по распределению уехал в потрясающий город на Черном море – Одессу. Там я прожил целых девять лет, женился. В Одессе родился и мой сын Влад, который сейчас является студентом ГМИ.

- А где твой знаменитый черноморский акцент? Эксклюзивные  фразы, родившиеся в одесских кварталах?

- Я, конечно, их знаю, но не применяю. Считаю, что это будет искусственным. Надо родиться в Одессе и впитать весь колорит с  молоком матери, чтобы быть в этом образе органичным.  Так вот:  я приехал в Одессу, на дворе еще социализм, это был 1983 –ий год, работаю себе наладчиком оборудования на заводе сопротивлений и постепенно – постепенно… Хотя нет, первые пробы, первые прикосновения к музыке, сцене начались еще в техникуме, если игру на гитаре и исполнение песен тогда популярных ВИА можно таковыми назвать.  С легкой руки преподавателя автоматики Мурата Габуева ко мне прилипла фраза «Хафизов – артист». Потом в  Одессе со мной в цехе работала молодая девчонка Зоя Буряк, которая снималась в каких – то ролях на одесской киностудии. Меня тоже приглашала, но как – то особого желания не было. Разве что на девчонок посмотреть.

Через какое – то время закончил там курсы, готовящие ассистентов режиссера, но меня уже увлекли другие вещи. Удивишься, но это торговля.

- Так ты даже не пробовал развивать свои актерские способности?

- Нет, я ездил в Москву и неоднократно. Пробовал поступать. В первый год в ГИТИСе не прошел ни одного тура. Вторая попытка была более успешной, но скорей из – за того, что понравился какой – то авторитетной преподавательнице. Прошел три тура, но мастер, непосредственно набирающий курс, меня не выбрал. Но я нисколько не расстроился, с головой ушел в увлекательную и прибыльную авантюру, которая называется торговлей. Что – то закупали, продавали, ездили в Литву, Западную Украину… Завелись деньги, что приятно. Но Владикавказ не забывал, приезжал в отпуск. И в один из дней за компанию с другом, буквально с самолета, попал в театральную студию, которую набирал Касей Хачегогу, режиссер из Майкопа. Через два года нашу группу передали Валерии Вячеславовне Хугаевой.  Это были девяностые годы. Кто – то из студийцев  «дошел» в профессии до наших дней, кто – то нет. Я из числа первых. До сих пор в этой лодке.

- Юра, первую роль свою помнишь?

- Волшебник в студенческом спектакле  «Обыкновенное чудо». Потом роли в «Утренней фее», в «Бабьем доме», много ролей на самом деле, я не считал.  В девяностые годы не хватало актеров, и мы переходили из спектакля в спектакль. Ловлю себя на мысли, что многие роли хотел бы сыграть сейчас. Мы ведь меняемся, меняется наше мировосприятие жизни. Но, к сожалению, эти постановки уже не идут на сцене нашего театра.

- А из нынешних что особенно дорого?

- Обожаю Подхалюзина в «Банкроте», Ильина  в «Пяти вечерах»…

-  Меня всегда интересовало: не надоедает ли актеру в энный раз выходить на сцену  в одной и той же роли? Находит ли он новые краски или копирует себя самого ?

- Нет,  не надоедает. Убежден, каждый раз актерская игра хоть чуть – чуть но отличается от предыдущей. Актер – тоже человек и тоже подвержен смене настроений, но в этом и заключается профессионализм: приходишь, садишься за гримерный столик,  и нужное настроение приходит. Обязательно.

- Несколько провокационный вопрос: слышала такое мнение, что Хафизов в каждом спектакле один и тот же. Иными словами, очень уж узнаваем.

- Я об этом думал. Вот смотри: гениальный актер Смоктуновский, замечательный актер Миронов и т.д. Стоит услышать только одну ноту, одну реплику, стоя спиной к экрану телевизора и тут же понимаешь: это Смоктуновский. Мое мнение, многие, может, не согласятся – мы играем либо себя, либо свое понимание каких – то вещей.  Поэтому, естественно,  это буду я. Перевоплощение – это игра слов.  «Пять вечеров» - это я , Ильин. Подхалюзин в «Банкроте» - это я в данной ситуации.. У меня есть маска. Она есть у всех, и для этого не надо быть актером.  Я могу и в морду дать, если человек того заслуживает. Но на женщину руку никогда не подниму.

-  По моему мнению, ты довольно долгое время  был эдаким  « главным мужским  героем» на сцене  Русского театра. Теперь пришла молодежь: новые имена, новые лица…

- Не обижает ли это меня, хочешь спросить? Нисколько.  Я  самодостаточный человек. Вот мы говорили о ГИТИСе.  Считаю, что  человек сам делает свою судьбу, и если бы я очень хотел… Хочешь быть богатым – иди к своей цели, и ты обязательно ее добьешься. Я знаю,  о  чем говорю. Когда – то я шел к этой цели, но на моем пути возник театр, и я его безумно люблю. И нисколько не жалею, что занимаюсь именно этим ремеслом.  Помимо этого, у меня есть любимое хобби: копаюсь в автомобилях. Когда – то купил старенькую «Субару» и сам ее сделал, и вовсе не потому что не мог себе позволить что – то получше. Езжу на ней каждый год в Одессу, заезжаю в Крым,  и нормально. Дл я меня машина, как говорят друзья, это конструктор, которые я в детстве очень любил.

- А что хотелось бы сыграть сегодня? Может, есть какая – то мечта?

- Нет, нет никакой привязки. Стараюсь что – то  сделать из того, что дают. Когда – то увлекался художественной литературой, теперь перешел на техническую, научную. Это мне интереснее, хотя поэзию люблю по – прежнему.

- В режиссуру никогда не стремился?

- Когда – то были такие мысли, но сейчас нет. Хотя я не очень «послушный» актер, пытаюсь высказать свою точку зрения. И если авторитет режиссера для меня непререкаем, то достаточно пары вопросов с моей стороны, и мы приходим к взаимопониманию.

- Ты человек вне политики?

- Веду, как и все, какие – то кухонные разговоры, но в последнее время решил и это не делать. Зачем? Что – то мне не нравится сейчас, что – то мне не нравилось и раньше. Анализирую свою жизнь и еще раз убеждаюсь: все зависит только  от тебя. И если тебе что – то не нравится, попробуй изменить это сам. Или свое отношение.

- Приближается Новый год. Будешь дедморозить?

- Наверно, буду. Хотя я избегаю работать на свадьбах, корпоративах, вести какие – то кружки. Мне это неинтересно. Я не хочу этим зарабатывать. Дед Мороз – исключение  из – за детей.

- Что для тебя главное в жизни?

-  Думаю, что это главное для всех – иметь желание, и тогда все придет. Плохо, когда его нет, а у меня были такие времена. Просыпаешься, и тебе ничего не надо. За пятьдесят лет я как – то вывел для себя формулу счастья – радоваться тому, что у тебя есть, а не рваться на части из – за ненужных амбиций. Мне хорошо с самим собой в мрем нынешнем состоянии.

Тамара Бунтури.

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

Драма

6 апреля в 18:00, Основная сцена

Сотворившая чудо

Купить билет

16+

12 апреля в 18:00, Малая сцена

Метод Грёнхольма

Купить билет