Великолепная четверка

Великолепная четверка – это Алексей Завгородный, Павел Цветков, Андрей Чапоров и Григорий Горячев – две скрипки, альт и виолончель. У всех четверых консерваторское образование. И все они артисты Театра НТП (независимый театральный проект) – старейшего частного театра страны (22-й театральный сезон). Правда, спектаклю «Тапер-шоу: танцующие на струнах», в котором участвуют ребята, гораздо меньше – всего лишь год. Но какой! Восторженные отзывы, аншлаги, невероятный драйв! Второй сезон стартовал как раз у нас, во Владикавказе. Жанру, в котором выступают артисты, пока еще нет определения ни в словарях, ни в энциклопедиях. Он родился на московской сцене. Аналогов в мировом театре тоже нет.

Впрочем, к этому беспрецедентному музыкальному взрывному коктейлю, помимо великолепной четверки, имеют отношение еще два человека. Один из них – режиссер-постановщик, хореограф и автор сюжета Игорь Оршуляк. Получивший широкую известность, благодаря участию в ледовых шоу «Первого канала» (номера в его постановке исполняли чемпионы мировых первенств), он сумел сделать так, что четверо молодых музыкантов поверили ему безоговорочно – год ежедневных репетиций дал тот результат, который мы видим сегодня. Однако Игорь Оршуляк считает, что это только начало пути звездного квартета, самое интересное, по его мнению, еще впереди.

Другой человек, имеющий также непосредственное отношение к тапер-шоу, – продюсер Эльшан Мамедов. Эльшан как раз и является автором идеи «танцующих на струнах». «Увидев однажды во Франции, как работает знамениты струнный квартет LE QUATUOR, я решил пойти дальше – сделать настоящий театр, где роли играют музыканты, владеющие всем арсеналом выразительных средств: от виртуозной игры на инструменте до современной хореографии. Чтобы получилось зрелище не из разряда «музыканты шутят». Раньше в цирке были музыкальные эксцентрики – это, скорее, ближе к ним. Театр должен публику и поражать, и развлекать. В конце концов, тот же Станиславский говорил, что «театр – это, прежде всего, развлечение», – поделился с журналистами своим взглядом на  привезенный во Владикавказ спектакль Эльшан Мамедов.

Постановка «Тапер-шоу: танцующие на струнах» на протяжении двух дней шла на сцене Русского театра во Владикавказе – в рамках благотворительного культурного проекта «Театр – детям Беслана», который вот уже более 10 лет осуществляется в нашей республике под эгидой Банка Москвы и Московского ТЮЗа. Напомню, что этот проект успел подарить и маленьким, и взрослым зрителям Беслана и Владикавказа целую россыпь ярких встреч с ведущими театральными коллективами России и зарубежья.

«Тапер-шоу: танцующие на струнах» – один из них. И в то же время ни на один из них не похожий. Ведь что такое тапер-шоу, если не новый жанр, представленный публике?  Это полтора часа живой музыки, объединенной не жанром, а единой историей.  А таперы – это музыканты, которые когда-то, давным-давно, играли мелодии печали и радости, любви и страсти, озвучивая чувства героев немых кинолент. Но сложилось так, что четверо таперов оказались без привычной работы,  когда «великий немой» заговорил. На смену живой музыке в зале пришел записанный студийный саундтрек. Историю поиска себя в новых форматах, жанрах, через времена и сюжеты и рассказывает струнный квартет. Актеры, музыканты, танцовщики, мимы - они не произносят слов, они общаются на универсальном языке музыкальных фраз, движений, взглядов.

И как общаются! Публика с замиранием сердца ловит транслируемые в пространство «фразы», слышит живую инструментальную музыку, которая исполняется стоя, сидя, лежа,  в движении, в танце,  во время катания на роликах, при исполнении цирковых трюков.  Музыканты лихо отбивают cтеп, кружатся в вальсе и танго, танцуют твист, чарльстон, рок-н-рол. Репертуарный диапазон настолько широк, что просто диву даешься – от Бетховена, Римского-Корсакова и Верди до Джексона, Битлз и Бони ЭМ. И все это задорно, лихо, с переодеваниями! То перед нами музыканты из биг-бэнда Леонида Утесова, то кокетливые «барышни» из в «В джазе только девушки», то…  И как они  при этом виртуозы! Танцуют, веселятся, играют, не заглядывая в ноты, получают удовольствие сами и щедро делятся им с окружающими. Они заряжают настоящим драйвом и позитивом!   Складывается впечатление, что это и есть тот искомый формат для музыканта и зрителя, которые не воспринимают классику в виде застывших навеки форм.   Да здравствует свобода от стереотипов, которая так консолидирующа и заразительна!

Ольга РЕЗНИК

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

Драма

6 апреля в 18:00, Основная сцена

Сотворившая чудо

Купить билет

16+

12 апреля в 18:00, Малая сцена

Метод Грёнхольма

Купить билет