Старейшему на Кавказе посвящается...

Копии официальных документов, черно-белые и цветные фотографии, афиши, программки, элементы декораций, костюмы к спектаклям... Мощным аккордом в завершение Года театра «прозвучала» интереснейшая историко-документальная выставка «Легендарный театр Кавказа», открывшаяся в фойе Русского театра. Ее подготовили автономная некоммерческая организация сохранения и развития культуры и образования «Арфа» при поддержке Фонда «История Отечества».

Выставка состоит из семи тематических разделов, рассказывающих об истории Русского театра. И первый из них – «Все начиналось с «Маскарада» – повествует о том, как ровно 150 лет тому назад (и это очень символично в Год театра) наместником Кавказа великим князем Михаилом Николаевичем Романовым была официально одобрена постройка в столице Терской области – Владикавказе – здания городского театра, как тогда назывался теперешний Академический русский театр им. Е. Б. Вахтангова – старейший на Северном Кавказе. Открытие театра во Владикавказе произошло благодаря стараниям начальника Терской области, графа Михаила Лорис-Меликова.

Спустя два года, 15 апреля 1871 г., на сцене городского театра уже давали первое представление – зрители увидели постановку драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад», с которого, собственно, все  и началось.

А в 1912 году на театральной сцене была впервые поставлена осетинская пьеса – «Дети гор» Дмитрия Кусова, одну из ролей в которой исполнял юный Евгений Вахтангов.

Кстати, нашему легендарному земляку, по мнению Максима Горького, «почти гениальному режиссеру», чье творчество высоко ценили такие художники мирового театра, как Гордон Крэг, Андре Антуан, Бертольд Брехт, кого старейшая актриса МХАТа А. О. Степанова назвала «великим гражданином страны», также посвящен один из разделов экспозиции – «Владикавказ в судьбе Е. Б. Вахтангова».

Отрадно заметить, что Евгений Багратионович отнюдь не единственный в ряду известных режиссеров, актеров, художников и драматургов, чьи имена связаны с владикавказским Русским театром.  Так, именно здесь, в нашем городе, будущий великий писатель Михаил Булгаков навсегда оставил врачебную практику и ушел в литературу. Он работал заведующим театральной секции подотдела искусств и написал свои первые литературные произведения – пять пьес («Самооборона», «Глиняные женихи», «Парижские коммунары», «Братья Турбины», «Сыновья муллы») – как раз специально для Первого советского владикавказского театра, как он тогда назывался. И четыре из них на его сцене шли .

На этой же сцене оформлял свои первые спектакли как театральный художник великий осетинский поэт Коста Хетагуров, которому тоже посвящен один из разделов выставки – «Коста и театр». В сезоне 1887-1888 гг. он служил в городском театре художником-декоратором. Талантливые декорации Коста Хетагурова становились ни много ни мало действующими лицами спектаклей, а не обычным оформлением, иллюстрирующим сюжет. Перу основоположника осетинского литературного языка принадлежит и ряд драматических произведений: «Курсистка», «На лоне природы», «Поздний рассвет», «Дуня». Постановка комедии «Дуня» на сцене театра в 1939 году, к 80-летию со дня рождения поэта, стала настоящим событием. Как стала событием и постановка в 1950 году на сцене театра жемчужины творчества Коста Хетагурова кавказской повести «Фатима»...

Еще один раздел экспозиции – «Аншлаги военного времени» – наглядно повествует о том, как в годы Великой Отечественной войны театр с честью выполнял свой патриотический долг. С 21 июня 1941 года по июнь 1944 года коллектив провел около тысячи шефских мероприятий, собрал и сдал в фонд обороны 80 тысяч рублей, дал более 30 концертов на передовой линии фронта.

Раздел «Непровинциальная труппа провинциального театра» рассказывает об известных мастерах сцены, которые в разные годы служили во владикавказском театре, «Сохраняя традиции» – о награждении коллектива в 1971 году орденом Трудового Красного знамени, о присвоении ему в 1996 году имени великого Евгения Вахтангова и почетного звания «академический», о выдающихся постановках, таких как «Отелло» с Бимболатом Ватаевым, Владимиром Уваровым и Натальей Серегиной в главных ролях, и многих-многих других. «История в лицах, судьбах, образах» – это  новая и новейшая история театра с его яркими, запоминающимися постановками и талантливыми актерами.

Открывая выставку «Легендарный театр Кавказа», ее инициатор и куратор, председатель Совета автономной некоммерческой организацией сохранения и развития культуры и образования «Арфа», декан факультета журналистики СОГУ Фатима Хабалова высказала слова благодарности Фонду «История Отечества» за финансовую поддержку, художественному руководителю Русского театра Владимиру Уварову и ректору СОГУ Алану Огоеву – за помощь и поддержку, а также СОИГСИ – за предоставленный материал.

Начатую Фатимой Сосланбековной тему продолжил Владимир Уваров. Он адресовал слова благодарности в первую очередь ей, сказав: «Если бы не Фатима Хабалова, не было бы этой выставки». Владимир Иванович выразил удовлетворение тем, что на вернисаже присутствует много молодежи, которой интересна история театра.

Со словами приветствия и поздравления по поводу открытия выставки выступили также заместитель председателя СТД республики, актриса Осетинского театра Фатима Пагиева и актер театра и кино, директор Республиканского дома дружбы Георгий Кочиты.

Ольга Резник

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

Драма

4 мая в 18:00, Основная сцена

Сотворившая чудо

Купить билет

16+

25 апреля в 18:00, Малая сцена

Метод Грёнхольма

Купить билет