Распрягайте, хлопцы, коней

28 февраля исполняется 80 лет замечательному актеру Русского академического театра имени Е. Вахтангова, его живой  легенде Николаю Полякову.  Как говорит сам Николай Александрович, вот уже 45 лет он поднимается по ступенькам, ведущим от служебного входа в гримерные, на сцену, в зал  к самому лучшему зрителю, к коллегам и друзьям, к большой и дружной театральной семье.

Он из тех, кто родился в загадочный день – 29 февраля. И арифметику его дней рождений можно толковать по - разному. Биологический возраст противоречит душевному, тут-то точно двадцать. Мощный, фактурный, с выразительным объемным голосом, заполняющим все пространство вокруг. Живые насмешливые глаза, зеркало души, свидетельствуют о его внутренней гармонии и мире с собой и окружающими. Все получилось в жизни, вернее, получилось так, как должно было получиться: любимая работа, семья, дети, природа, и за это он благодарен судьбе.

Николай Поляков родился в 1940 - м году в городе Грозный в многодетной семье. Отец – терский казак, мама – украинка. И тут война, страшная и беспощадная.  Заслышав рев самолетов, маленький Коля влезал на табуретку и грозил кулачком в окно невидимым врагам: «Вырасту большой, всех поубиваю». Отец ушел на фронт, и мальчик тогда помнил отца только по фотокарточкам. В 1944 - м мать увезла детей в Армавир. В память 4-х летнего пацана врезалась картина – «мы, детвора, бежим мимо столба, где повешен предатель. Бежим в магазин за лимонадом, тогда называлось ситро. Затыкаем носы, но бежим». А еще песня, которую звонко пели дивчины на улице – «Распрягайте, хлопцы, коней». Он подхватил и тоже – «Распрягайте…» Голос уже тогда был хороший.

Потом с фронта пришел отец, и семья снова вернулась в Чечню. Николай пошел в школу, писали на обрывках газет обломками карандашей, согревая дыханием окоченевшие пальцы, но учились. Впервые вышел на школьную сцену – в отцовских ботинках, в штанах с латками. Но зрители хлопали от души. Вот эти аплодисменты и укрепили веру: буду актером. Потом была первая серьезная роль – Хлопов в «Ревизоре» Гоголя. И пошло, поехало: играл, пел, танцевал, декламировал, благо был высоким, представительным с зычным голосом. На торжественных собраниях грохотал Маяковским «Я достаю из широких штанин…»

Впрочем надо было помогать отцу, поэтому после восьмилетки пошел на кирпичный завод катать вагонетку за 40 рублей, как и отец. Потом освоил специальность электромонтера, лазил по столбам, прицепив «кошки» к ногам, но в душе по-прежнему звучало «Распрягайте, хлопцы, коней». Бросил все и уехал в Москву. Поступать на актерский.

И в Москве перед строгим, искушенным жюри ГИТИСа  опять играл, пел, танцевал, читал… Три тура прошел…, но не взяли. Подвел русско – украинский говор да еще с примесью кавказского акцента. Педагоги прониклись проблемой и посоветовали парню: езжай домой, в Грозный, поработай в русском театре, выправи речь.  Так и сделал. Год был актером вспомогательного состава, а потом рванул в столицы, но уже в Ленинград. Своим пламенным стихом «Клеветникам России» А. С. Пушкина наповал сразил всех экзаменаторов ЛГИТМиКа и был принят на актерский факультет на кафедру к Борису Зону. Своих педагогов Николай Александрович до сих пор вспоминает добрым словом. Это профессор Татьяна Григорьевна Сойникова, старший преподаватель Сергей Васильевич Гиппиус, преподаватель сценической речи Ксения Владимировна Куракина, педагог по танцу Нина Ивановна Волчкова, педагог по сценическому движению Иван Эдмундович Кох. Четыре года учебы прошли как один день. Неуемная натура Полякова заставляла его активничать по всем направлениям, не только в учебной аудитории. В общежитии он возглавил студсовет. Как – то ему говорит комендант: «Тут девушка приехала поступать. Найди ей кровать».  Кровать нашел, но влюбился раз и навсегда. Девушкой, выпускницей Горьковского театрального училища, и была как раз та самая Валя Полякова, Валентина Александровна Полякова, супруга нашего героя. Поженились, вместе поехали в Смоленск. «У меня вообще-то было уже распределение в Казань, но позвали в Смоленск, а я уже с девушкой. Поехали вместе – говорят смоляне и смеются: теперь у нас баскетбольная команда. Мы же с Валей высокие», - улыбается Николай Александрович. Был такой спектакль в репертуаре Русского театра «Печка на колесе», где Поляков жене в любви признавался. Зрители плакали, потому что искренне.

Несколько лет работали в театре Смоленска, там судьба впервые свела с коллегами по цеху Вячеславом Вершининым и Александрой Турик.  Потом переманили в Томск. 6 лет отдали Томску, вроде все хорошо, главные роли, но вот только на первое мая снег идет, холодно. Написал маме, посетовал. Та - приезжайте. Приехали и по совету хорошего друга знаменитого танцовщика Махмуда Эсамбаева пришли на пробы к Зарифе Бритаевой, на тот момент режиссеру Русского академического театра во Владикавказе. И с того времени и пошел тот самый отсчет дней, недель, месяцев, годов по театральным ступенькам.

В общей сложности за 60 лет актерской карьеры – 180 ролей. Играл героев – любовников, офицеров, партийных работников, уважаемых людей, полководцев, царей всех мастей, в том числе и сказочных.  Да и как иначе – стать, фактура, дикция – на зависть многим.  В режиссуру никогда не рвался, но видение своей роли всегда отстаивал, потому что привык работать честно, на совесть, со всей ответственностью.  Никаких поблажек себе и партнерам, хотя к коллегам по сцене всегда относился очень уважительно и трепетно. А в душе жил так и не сыгранный Гамлет. Вот теперь наблюдает за воплощением всегда манящего образа своими младшими коллегами Аланом Цаллаевым и Константином Мойса. «Сейчас молодым – дорога. Приходят и играют главные роли. И это правильно. А в наше время Ромео и Джульетту играли сорокалетние актеры. А мы все  - кушать подано», - вздыхает Поляков.

Но есть у него еще одна роль, которая вошла в его жизнь в 14 лет и так закрепилась там, что передалась по наследству сыну Илье, хоть тот поначалу и сопротивлялся. Конечно, это тот самый Дед Мороз, борода из ваты. Еще в Грозном вовлекли его в эту новогоднюю круговерть, так и закрутился он в ней. И в Ленинграде дедморозил, на Дворцовой площади туристов развлекал, и в Смоленске, и в Томске, и во Владикавказе. Набрался опыта, пошил красивые халаты, один из них в Мариинских мастерских. От заказов отбоя не было, с сентября записывались в очередь.  Сейчас сын Илья славную традицию продолжает. Он окончил технический вуз, преподает детям авиамоделизм, но , видно, помнит, как отец брал его в театр, и он выходил на сцену в роли мальчика – поводыря слепого Клеонта в спектакле «Эдип». А когда была смена его напарника , другого мальчишки, то плакал за занавесом от горя, что не он.

Сегодня актер Николай Поляков  по – прежнему в строю. Играет в «Зойкиной квартире» М. Булгакова, «Простой истории» М. Ладо, «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева. Никаких послаблений на возраст и болячки - вся работа выполняется по максимуму. Он и театр такой любит, чтобы все по максимуму: сцена, декорации, костюмы, актеры. Чтобы было действо так действо, зрелище так зрелище. А сам признается, что перед выходом на сцену сердце забивается по – прежнему. Сделал первый шаг, как в пропасть ступил. А  потом уже дальше идет.

Любит природу, когда – то, еще в Томске, увлекался кактусами, Здесь уже новое хобби – маски. Деревянные маски с  «психологией» на лице. Наверное, таким образом тоже «играл» некие невидимые  роли или выплескивал страсти, бушевавшие в его душе.

Николай Поляков – заслуженный артист России, народный артист РСО – Алания, лауреат Государственной премии имени К. Хетагурова, обладатель «Золотой маски». Символично, что он в течение 18 лет преподавал учащимся школы №18 театральное искусство и художественное слово. И его воспитанники всегда были в числе призеров в различных творческих конкурсах.

Когда – он исполнял куплеты Курочкина из «Свадьбы с приданым» - его так и звали «Курочкин»,  и читал с размахом Пушкина и Маяковского.  Сегодня душа тоже просит стихов. Многое знает наизусть, мечтает о вдумчивой аудитории. Готов с полоборота затянуть  «Распрягайте, хлопцы,коней». Громко, выразительно, с настроением.

Тамара Бунтури

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

Драма

6 апреля в 18:00, Основная сцена

Сотворившая чудо

Купить билет

16+

12 апреля в 18:00, Малая сцена

Метод Грёнхольма

Купить билет