"Приют комедиантов" - Л. Белоус о премьере спектакля "Лес"

В Русском драматическом театре имени Е.Вахтангова состоялась премьера спектакля по пьесе Островского «Лес» Резюме, итог и вывод, чтобы все сразу стало понятно: этому спектаклю невозможно сопротивляться. Неприлично как-то режиссеру, работающему в России, хоть раз в жизни не поставить Островского. Вот болгарский молодой и талантливый постановщик Богдан Петканин решил обратиться к этому автору и сделал что-то невероятное. Островский на месте, все герои на месте, основные эпизоды известной пьесы «Лес» тоже никуда не делись, но акценты расставлены неожиданно: все комическое, смешное и жизнерадостное подчеркнуто, а грустное – чуть приглушено, растушевано. И общее впечатление праздничное и светлое, звенящее и радостное. Наиболее верный симптом социального неблагополучия – это отсутствие чувства юмора, поэтому появление «Леса» говорит о том, что не все еще потеряно. Режиссер будто взял детскую книжку-раскраску и заполнил все рисунки самыми яркими, сочными, уникальными цветами, которые были в его распоряжении. Гармоничное «высказывание» болгарского гостя так цельно, что разбирать его на составные части, как это положено в рецензиях, совершенно не хочется, поэтому просто расставлю акценты, следуя стилистике Богдана. Спектакль «пересыпан», «нашпигован» вкусными находками и изобретениями Маэстро, которые, по-моему, одобрили бы не только Станиславский с Немировичем-Данченко, но и Островский с «Вильямом нашим Шекспиром». Шекспировский «Гамлет» — одна из самых ярких изюминок (ИЗЮМИЩ) владикавказского «Леса». Такого игривого, веселого, ироничного повествования о принце Датском я еще не видела никогда. Кочан капусты вместо знаменитого черепа, сугубо утрированная манера игры, упорядоченная неразбериха на импровизированной сцене на сцене, Полоний с подушкой на голове и сотни других чудесных придумок на каждый сантиметр сценического пространства и на каждую минуту театрального времени повергли зрительный зал в состояние «эсхатологического восторга» (Термин почерпнут мной из интервью господина Шнурова В.В.Познеру, если не видели – посмотрите, потому что это впечатляет. Шнуров имеет в виду преодоление жуткого бытия, которое надо постараться принять и победить через такие радостные моменты, которые подарили нам болгарский режиссер и «его команда»). Спектакль очень динамичен, все постоянно перемещаются, сцена вертится, декорации мелькают, сменяя друг друга (сценография шикарная, способная вызвать только восхищение, ее автор, кстати, – тоже Богдан). Ну, и о комедиантах, конечно. Из каждого актера Богдан Петканин вытащил такое, что раньше постоянные посетители театра, пристрастные и не очень, могли и не заметить. Все исполнители практически безупречны. Все вместе – команда, если не сказать, что банда, потому что на сцене процветает великолепное хулиганство. Счастливцев и Несчастливцев. Самая сложная пара. Без нее этот спектакль ставить вообще нельзя. И тут можно говорить о везении режиссера: в театре нашлись актеры, которые удивительно точно передали особенности характеров и поведения трагика и комика, единых в своем неумении выходить из собственного амплуа. Это блеск! Антон Тогоев, хоть и Несчастливцев, — счастливчик. Одна из самых желанных ролей Островского «обогатилась» для него еще и Гамлетом. Интересно, о чем теперь мечтает Антон? О Короле Лире? О Фамусове? О Городничем? О дяде Ване? Надо будет поинтересоваться у него. Господин Никита Верзилин, что называется, сбил с ног. Огромная актерская удача. Можно гордиться. И это не преувеличение. Дуэт Натальи Серегиной и Роберта Кисиева – это лучшие сорта мороженого, самые изысканные тортики и конфеты, шампанское, какое-нибудь бланманже (точно не знаю, о чем это, но слово очень вкусное) и еще что-нибудь подобное, но одновременно бесподобное. Просто максимально эффективное сотрудничество. Фееричное, заразительное, на редкость смешное и трогательное. Дуэт сверкает и переливается, как новогодняя елка в огнях. Роберт в роли мальчика-нюни, попрошайки, подкаблучника – это комический гротеск, никого не оставивший равнодушным. Комедийный дар Роберта открыл, по моим наблюдениям, Гиви Валиев («Бал воров»), но Богдан использовал его в каком-то тотальном масштабе. А борьба госпожи Гурмыжской между «хочется» и «колется», закончившаяся в пользу желания любить и быть любимой, воплощенном в свадебном платье необыкновенной красоты (Костюмы, кстати, — обалденные! Светлана Володина, Вы – гений!) – это нежная, с чувством такта и деликатностью созданная карикатура. Когда ирония встречается с нежностью, то рождается глубина. Даже если речь идет о комедии. Островский поставил Гурмыжской и Алексису если не низкую, то посредственную оценку, а режиссер вместе с актерами значительно эту оценку повышает, что правильно с точки зрения нашей действительности. Искусство сегодня, как никогда, — это попытка талантливых людей восстановить баланс в мире, где все больше видно, как побеждает зло. И вообще. Комедия комедией, судьба актеров судьбой актеров, любовь любовью, а спектакль получился о больших, ВИТАЛЬНЫХ, а потому красивых даже не в самых лицеприятных проявлениях людях, которыми нельзя не любоваться, потому что они завораживают. Не могу не выделить Юрия Хафизова и Людмилу Бритаеву. ООООЧЕНЬ здорово! Было элегантно и изысканно, что занавес на сцене оказался похож на огромный театральный занавес, который нам всем знаком. И закрывались они оба одновременно… Такая катарсическая штука… Чудесно и тонко. Молодцы, молодцы, молодцы. Богдану надо дать все возможные в Осетии звания и, если это реально, подарить квартиру, чтобы он чувствовал себя у нас практически дома и почаще приезжал что-нибудь ставить. Наш театр богат на таланты, и у болгарского Мастера будут возможности экспериментировать в любом направлении. А мы с удовольствием посмотрим. Хорош ли этот спектакль? Нет, потому что он прекрасен. Люди, хватит сидеть за компьютером. Бегите за билетами. Все – в «Лес»!

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

Комедия

26 апреля в 18:00, Основная сцена

За двумя зайцами

Купить билет

12+

Драма

4 мая в 18:00, Основная сцена

Сотворившая чудо

Купить билет