Огни рампы

«…Сезон завершился. Да здравствует новый сезон!..»

Русский театр прощается со зрителем до осени – и готовит Владикавказу очередные подарки

…Звонкая трель школьного Последнего звонка, белые и розовые свечи буйно цветущих каштанов в парках и скверах, шквальные грозовые ливни и алые горки первой моздокской клубники на рынках – со всем этим прочно ассоциируется у владикавказцев конец мая. И еще – с окончанием очередного театрального сезона, который выходит у нас на «финишную прямую» тоже, по традиции, именно «под занавес» мая месяца. А сами республиканские «храмы Мельпомены», тепло и красиво прощаясь, один за другим, со зрителями до осени, начинают готовиться к сезону следующему. Который опять подарит публике Осетии новые премьеры, встречи с новыми сценическими проектами, творчески дерзкими, необычными и интересными – и опять, можно даже не сомневаться, докажет: уж какой-какой, а скучной и бедной на яркие краски театральную жизнь Владикавказа сегодня не назовешь даже при самом горячем и пристрастном желании!

25 мая закроет свой 142-й по счету сезон спектаклем по пьесе Юрия Полякова «Как боги» и Русский академический театр им. Е. Вахтангова. И, как поделился с «СО» его худрук и директор, народный артист России Владимир Уваров, эти дни пройдут для театра под знаком целой череды резонансных культурных событий, которые обещают очень весомо и звонко прозвучать в масштабах не только нашей республики, но и всего Северного Кавказа. И еще раз подтвердить: Владикавказ, город, славный своими творческими традициями, по праву носит сегодня титул одной из «культурных столиц» СКФО.

– Начнем с того, что на церемонию закрытия сезона к нам прилетает из Москвы сам Юрий Михайлович Поляков. Давний друг Осетии, добрый друг нашего театра, на сцене которого была поставлена в нынешнем сезоне уже третья по счету его пьеса, известный российский прозаик, драматург, публицист, главный редактор «Литературной газеты» – словом, человек, чье имя в дополнительном представлении читателям «СО» просто не нуждается. Он не только посмотрит у нас 25 мая постановку своей пьесы «Как боги» и пообщается в этот вечер со сцены с владикавказской публикой – но и будет присутствовать накануне, 24 мая, в качестве зрителя на нашем спектакле «Последние» по Максиму Горькому. Юрий Михайлович сам высказал такое желание: это – одна из его любимых горьковских вещей, и ему, по его словам, очень интересно познакомиться с тем, в какой интерпретации она поставлена во владикавказском Русском театре, – рассказывает Владимир Иванович. – А для нас, в свою очередь, очень важно услышать его мнение об этой постановке. Потому что в сентябре мы приглашены с ней в город Владимир – на Всероссийский театральный форум «Фестиваль фестивалей». Это один из престижнейших отечественных сценических форумов, куда, как явствует уже из самого его названия, отбираются только театры, носящие звания лауреатов российских и международных фестивалей. Причем отбираются с большим разбором. И представлять там Северную Осетию – это для нашего театра очень, конечно, волнительно и ответственно.

…А еще 25–27 мая Русский театр будет принимать в своих стенах целый представительный «десант» маститых московских мастеров сцены – преподавателей и профессоров Театрального института имени Бориса Щукина. Во главе с его ректором, народным артистом России Евгением Князевым. В нынешнем, 2014 году эта прославленная столичная «кузница» театральных кадров отмечает свой 100-летний юбилей. Дата – более чем знаковая для всего российского театрального сообщества. А «старт» этим юбилейным торжествам будет дан 26 мая именно во Владикавказе. Где высокие гости встретятся в этот день с Главой республики Таймуразом Мамсуровым, возложат цветы к памятнику Евгения Вахтангова, дадут пресс-конференцию для журналистов в Национальной научной библиотеке… А на сцене Русского театра начнется в 18.00 торжественный вечер, посвященный 100-летию «вахтанговской» театральной школы. От истории которой история Щукинского училища, в обиходе часто именуемого еще и Вахтанговским, неотделима.

– «Владикавказ для нас – начало всех начал», – так говорят «щукинцы», – улыбается Владимир Уваров. Сам, кстати, – тоже выпускник Щукинского училища, окончивший его с «красным дипломом». – Отсюда, из Осетии, из нашего города, родом не только сам Евгений Багратионович Вахтангов. Но и великая театральная династия Симоновых – народные артисты СССР Рубен Николаевич и Евгений Рубенович Симоновы… А само Театральное училище имени Щукина было создано на базе московского Вахтанговского театра, для которого эти имена – святы… И для нашего Русского театра участвовать в этих торжествах – высочайшая честь, осознанием которой мы безмерно счастливы и горды. А 27 мая у нас в театре педагоги «Щуки» дадут еще и мастер-классы для своих коллег из театров республики и нашей творческой молодежи. Что – тоже, согласитесь, для Осетии большой подарок: не каждый день выпадает счастье вот так, накоротке, пообщаться с профессурой легендарного Щукинского училища!

…Но и это – еще не все. Начало июня тоже будет для коллектива Русского театра не менее хлопотливым и жарким. 4 июня, по поручению Главы республики Таймураза Мамсурова, его труппа едет с визитом дружбы в Карачаево-Черкесию – и покажет зрителям Черкесска свой спектакль «Последние». Как поясняет Владимир Уваров, эта гастрольная поездка не носит коммерческого характера – она направлена на укрепление культурных контактов между нашими республиками, на то, чтобы придать им новый импульс и протянуть между Осетией и КЧР, соседками по Северному Кавказу, новые теплые ниточки, соединяющие человеческие сердца… А 8 июня в Русском театре ждут приезда еще одного именитого гостя из Москвы, худрука и главного режиссера театра «У Никитских ворот», народного артиста России Марка Розовского, под чьим руководством здесь начнется работа над постановкой, премьера которой обещает стать настоящим событием в театральной жизни не только нашей республики, но и всего Северного Кавказа. Это спектакль по повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

– Это – вещь, которая сегодня у всех на слуху. История о жизни человеческой, написанная очень здорово, очень талантливо, очень трогательно, вызывающая бурю эмоций и слез – и в то же время там очень много и юмора. А спектакль, поставленный по ней Марком Григорьевичем Розовским в театре «У Никитских ворот», потряс и восхитил меня до глубины души… Планируем премьеру этой постановки на октябрь. А еще в октябре Русский театр приглашен в Махачкалу – на международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Кавказского региона. Это очень серьезный театральный форум, одним из участников которого в нынешнем году, например, планирует стать московский Малый театр. Мы неоднократно были его участниками – и даже лауреатами, – продолжает делиться новыми замыслами и планами мой собеседник. – И, наконец, пройдет у нас в театре с 16 по 23 октября еще одно событие – совершенно уникальное. Театральная лаборатория Олега Лоевского, директора фестиваля «Реальный театр», очень известного мастера современного российского театра – и очень талантливого, энергичного и истово влюбленного в сцену человека. Нам удалось с ним договориться об участии в интереснейшем проекте, которому, надеемся, окажет финансовую поддержку и Министерство культуры России. Суть, если коротко, вот в чем: Лоевский привезет во Владикавказ трех молодых столичных режиссеров, которые в течение трех дней будут вести с нашими актерами работу над тремя пьесами. А потом, два дня подряд, мы будем показывать публике то, что, в итоге, получилось. И в зале будут стоять в это время три урны для голосования – чтобы зрители дали каждой из этих режиссерских работ свою оценку. Вариантов оценок – три: «Забыть, как кошмарный сон», «Продолжить работу» и «Оставить, как есть». И с режиссером, который и нам, коллективу театра, и владикавказской публике по итогам этой творческой лаборатории больше всего понравится, мы уже и заключим, соответственно, договор о постановке одной из этих пьес.

Для чего это делается? Во-первых, подобные проекты просто безмерно полезны и необходимы для творческого роста и развития театра, для того, чтобы наши актеры напрямую знакомились с разными направлениями, школами и стилями современной российской режиссуры. А во-вторых, в ходе такой работы театру выпадает еще и замечательный шанс завязать творческое сотрудничество с действительно хорошим режиссером. Не «кота в мешке» покупать, а убедиться собственными глазами: «нашей группы крови» этот режиссер, образно говоря, – или нет…

А еще 3 июня пройдет у нас в театре закрытая сдача нового спектакля – комедии Григория Квитко-Основьяненко «Шельменко-денщик», которую наши зрители тоже увидят уже в новом сезоне. Спектакля очень веселого, яркого, эмоционального: где-то можно провести определенную параллель между ним и относительно недавней нашей постановкой «За двумя зайцами». И там, и там в сюжете «красной нитью» проходит тема Украины. А поставил этот спектакль, как и комедию «За двумя зайцами», народный артист России Вячеслав Вершинин – сам выросший на Украине, которому эта тема очень близка.

Я считаю: мы, россияне и украинцы, все равно были, есть и будем братьями. Несмотря на все те трагические события, которые сейчас происходят на Украине. И я не так давно уже говорил в интервью по поводу спектакля Русского театра «За двумя зайцами»: это – наш своеобразный ответ майдану. Тем силам, которые так хотят развести Украину и Россию по разные стороны баррикад… Эта хунта, эти подонки, вся эта пена – оно уйдет. А то хорошее и светлое, что нас всегда соединяло – наши связи и взаимоотношения, наши традиции братства и добрососедства – останется. И возобладает над мракобесием…

Е. Толоконникова.

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

27 ноября в 18:00, Основная сцена

За двумя зайцами

Купить билет

12+

20 ноября в 18:00, Основная сцена

Примадонны

Купить билет

0+

14 ноября в 11:00, Основная сцена

Кот Баюн

Купить билет