Это вам не партком…

В Русском академическом театре имени Евгения Вахтангова «попробовали» жить, как боги. Что из этого получилось, смогли увидеть владикавказские зрители, которые пришли на премьеру спектакля по пьесе Юрия Полякова в минувшие выходные.

Спектакль называется «Как боги». Это творение известного российского писателя, драматурга, главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова, с которым наш театр плодотворно сотрудничает долгие годы. Временные рамки сюжета, несмотря на то, что пьеса написана совершенно недавно, – роковые девяностые, которые наотмашь «отмели» все завоевания социализма, в том числе и духовно-нравственные, и построили, «купили» новую жизнь, где бесспорным идолом стали деньги. А раз так, раз нет никаких моральных оков, если все имеет денежный эквивалент, ценник, бирку, можно жить по средствам. Если таковые позволяют, ты – бог. Например, древнегреческий Гермес, тот самый, у которого сандалии с крылышками. Артем Бударин (актер Роберт Кисиев) уверен: ему до своего кумира рукой подать. Воспитанный матерью-одиночкой провинциал из Сибири благодаря своему уму и коммерческой жилке – уже в Москве, уже в двух шагах от Олимпа. Ему благоволит крупный предприниматель, сам Эдуард Непочатый (засл. арт. РСО-А Антон Морозов), стареющий ловелас, однако убежденный, что «мужчина с каждым заработанным миллионом становится на пять лет моложе». Он-то и вводит неотесанного дерзкого самородка в семью спивающегося отставного дипломата, его приятеля Леонида Гаврюшина (засл. арт. РФ, нар. арт. РСО-А, лауреат Госпремии им. Коста Хетагурова Николай Поляков) для «окультуривания», которое и сам когда-то проходил, беря уроки этикета у жены Гаврюшина Веры Николаевны (нар. арт. РСО-А Анжелика Тер-Давидянц). Для мужа-то она давно «соратница по совместному старению», а вот для молодого парня из глубинки оказалась женщиной мечты, и неважно, что старше, и что дочь Гаврюшиных Алена (Эллина Захарова) сразу положила на Артема глаз.
В двух актах своего произведения Юрий Поляков пытается доказать: семейные ценности незыблемы, их нельзя топтать в угоду гедонистических настроений. Очень дорого платят все герои пьесы за свое желание жить «как боги», и за ложь, которая опутала каждого из персонажей с ног до головы. Автор, недаром критики считают его виртуозом гротескного реализма, не нашел иного пути, как пропустить своих героев через катарсис. Только через муки и страдания (очень созвучно мировоззрению Федора Достоевского) можно обрести новую жизнь с совершенно другими идеалами. Об этом гласит финал спектакля.
«Пьеса «Как боги» – о семье, – говорит главный режиссер театра народный артист РСО-А, засл. деятель искусств РСО-А Валерий Попов. – Она о нравственных, семейных ценностях, которые в современной жизни уходят на задний план. Я думаю, она будет интересна нашему зрителю. Юрий Поляков сам предложил ее поставить, и мы ему за это очень благодарны».
Напомним, что на сцене Русского театра до сих пор с большим успехом идут «поляковские» «Халам-Бунду» и «Одноклассница», а Юрий Михайлович – не только исследователь человеческих характеров и взаимоотношений, но и большой знаток и ценитель великого русского языка. Сочный, меткий язык постановки, изобилующий метафорами и аллегориями, – бесспорно, украшение спектакля, как, впрочем, и выстроенная мизансцена: богатый дом дипломата, бесценные китайские жертвенники на роскошном камине, а в жертвеннике – заначка, бутылка водки. И тот же напиток в заварочном чайнике из дорогого фарфора. И дочь Алена – вовсе не эталон «девушки из высшего общества», а развращенная истеричка, балующаяся коноплей и неразборчивая в личных связях. Все рушится, потому что уже давно нет фундамента, основы: здоровой семьи. Осталась только ширма и предчувствие Веры Николаевны: «Недавно прилетала большая серая птица и словно хотела меня о чем-то предупредить…»
Наверное, о том, что за все «ништяки» в этой жизни приходится платить. Иногда слишком дорогой ценой. Но «это вам не партком, это Бог», – неумолим Юрий Поляков
Спектакль идет на одном дыхании. Сюжет захватывает с первых минут и не отпускает до финальных аккордов. Это тот самый случай, когда абсолютно не знаешь, чем закончится пьеса. Быть может, кому-топокажется, что автор излишне жесток к своим персонажам, но если вспомнить греческую мифологию, то боги не менее жестоко карали жителей земли за попытки взойти на Олимп. Общее настроение поддерживает музыкальное оформление и световое решение: игра полутонов как бы указывает на неоднозначность характеров и отношений.
Безусловно, успех премьеры обусловлен работой всего творческого коллектива. Результат можно сравнить с новым витком в развитии театрального мастерства вахтанговцев. Тут нет первых и вторых ролей: все персонажи весомы и значимы. Актерам удалось создать единый ансамбль, единый организм и исполнить законченное произведение, где абсолютно не видно «внутренних швов». И это, безусловно, заслуга режиссера Валерия Попова, который продолжает радовать зрителя разноплановостью работ и глубоким внутренним содержанием материала. Нельзя не сказать и о блестящем дуэте экзальтированная мама Алевтина МакКенди (засл. арт. РФ, нар. арт. РСО-А, лауреат Госпремии имени Коста Хетагурова Наталья Серегина) и горе-бизнесмен ее сын Макс (засл. арт. РСО-А Роман Беляев). Вообще спектакль можно сравнить с изысканным букетом цветов, тщательно и со смыслом подобранным специалистом, или же с живописным полотном, где каждый штрих несет свою психологическую эстетическую нагрузку. Что-то исчезнет, и сломается вся конструкция.
…По давней хорошей традиции зрители после окончания спектакля долго не отпускали актеров со сцены, благодарили за эмоции и пищу для размышления. Браво, и до новых встреч.

Тамара БУНТУРИ

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

27 ноября в 18:00, Основная сцена

За двумя зайцами

Купить билет

12+

20 ноября в 18:00, Основная сцена

Примадонны

Купить билет

0+

14 ноября в 11:00, Основная сцена

Кот Баюн

Купить билет