Белгород покорил Владикавказ

Всю прошедшую неделю владикавказские театралы наслаждались игрой гастролировавшего у нас Белгородского государственного академического драматического театра имени М. С. Щепкина. Да, да, именно наслаждались. Но об этом чуть позже.

Пресс-конференция

А начать мне хочется с пресс-конференции, на которой я имела честь присутствовать. Что важно на таких мероприятиях? Верно, атмосфера. А атмосфера была самая что ни на есть благожелательная, теплая, дружественная и какая-то, я бы даже сказала, домашняя. Будто встретились старые друзья, чтобы пообщаться, рассказать последние новости, поделиться сокровенным. Никакой тебе напускной важности и демонстративной значимости,  которые порой имеет место, когда встречаешься с представителями столичного театрального бомонда. Недаром же говорят, что все лучшее в России идет из провинции.

Поразил легендарный худрук Белгородского театра, заслуженный деятель искусств РФ 75-летний Виктор Слободчук, который пришел в театр 29-летним молодым человеком, и вот уже 46 лет служит на одной и той же сцене высокому искусству, в котором нет места пошлости и чернухе, что так заполонили театральное пространство страны в последние десятилетия. «В театре должен свет оставаться для зрителя. Мы никогда в угоду низменным инстинктам актеров не раздевали», – говорит Виктор Иванович. Словом, Белгородский драматический – это не то место, в котором для привлечения зрителя могут показать и голый зад.

В театре, где, по словам худрука нашего Русского театра, народного артиста России Владимира Уварова, «процентов 80 от Слободчука», напротив, все чинно, благородно, по-старому, то бишь по-советски. Талантливых актеров, дабы они не поддавались искушению переметнуться в столицу, Виктор Иванович старается заякорить. Заякорить – значит, обеспечить их жильем. А еще всячески приветствуется создание семей. В Белгородском драматическом немало супружеских дуэтов. Есть в театре даже своя детская комната для театральных детей – с воспитателем, игрушками и т. д.
А еще имеет место вот такой немаловажный нюанс, о котором рассказал главный режиссер Белгородского театра Виталий Бгавин: « У нас не «маринуют» молодых актеров, сразу дают им возможность проявиться. Мы с женой пришли в театр совсем молодыми и сразу же получили роли, жилье, возможность себя проявить, что очень ценно и очень редко где бывает. Ведь актер растет на сыгранных ролях и на встречах с разными режиссерами. А в нашем театре спектакли часто ставят приглашенные режиссеры. То есть созданы все условия для творческого роста».

Что еще запало в душу с  той пресс-конференции, так это трепетное отношение белгородчан к памяти о Великой Отечественной войне. Одна из улиц Белгорода названа именем освобождавшего город от немецко-фашистских захватчиков нашего земляка, командира 1243-го полка 375-й Харьковской стрелковой дивизии майора Федора Степановича Дзгоева. На улице, названной в его честь, размещен мемориальный комплекс, сооруженный трудовым коллективом ОАО «Белагромашсервис». На предприятии есть памятный уголок, посвященный Федору Дзгоеву. Он расположен в фойе административного корпуса завода. Рядом с мемориалом разбита зона отдыха для горожан. В 2005 году улицу Дзгоева украсили ели, привезенные с родины героя, а фонтан в сквере имени Дзгоева был выложен камнями из реки Терек...

И еще раз про... войну. Виктор Иванович Слободчук рассказал нам о своем опаленном войной детстве. Родился он в 1943 году в погребе – Белгород в момент его рождения подвергся бомбардировке. До войны в городе на южной окарине Среднерусской возвышенности насчитывалось 36 тысяч жителей. В августе 1943-го освободивших Белгород от врага бойцов Красной Армии встречали всего 154 человека. В их числе была и мать Виктора Слободчука... Вот такая вот история, которая сама по себе так и просится на  театральные подмостки.

«Любовь и голуби», «Касатка» и «Ужин дураков»

Гастроли Белгородского театра во Владикавказе открывались комедией о любви Алексея Толстого «Касатка». Однако спектаклем, с которого лично для меня началось знакомство с творческим коллективом, в репертуаре которого 40 (!) постановок, стала забавная история (так в афише) Владимира Гуркина «Любовь и голуби». Признаюсь откровенно: меня немного смущало и пугало то обстоятельство, что  комедию «Любовь и голуби» еще в 1984 году блестяще воплотил в кино Владимир Меньшов, собрав в фильме множество звёзд советской эпохи: Людмилу Гурченко, Александра Михайлова, Наталью Тенякову, Сергея Юрского, Нину Дорошину. Кинокартина, ставшая уже классикой отечественного кинематографа, давно разобрана зрителем на цитаты, то есть хорошо ему известна. Поэтому напрашивались вопросы: можно ли сделать лучше, да и нужно ли?

Не берусь судить о том, лучше или хуже фильм спектакля, а спектакль фильма, но забавная история в двух частях, поставленная на белгородской сцене режиссером из Владивостока Станиславом Мальцевым, получилась очень трогательной, лиричной, доброй. В ней, в отличие от фильма, где акцент делался на комедийность, преобладают трогающие за душу лирические ноты.

Замечательна игра актеров, которые прямо-таки вылепливают этакие прочувствованные ими народные характеры. Особенно выше всяческих похвал образы Васи Кузякина и Нади,  созданные блистательным Дмитрием Евграфовым и колоритной Юлией Волковой. Впрочем, все герои этой истории колоритны, по-хорошему просты и открыты. Могут и что-то этакое сморозить, но... не переходя грани приличия (это все-таки русский психологический театр, а не не пойми что).

Смотришь «Любовь и голуби» белгородского розлива и душу наполняет какая-то затаившаяся в ее уголках ностальгия – по тому светлому времени, в которое мы тоже жили, не осознавая тогда, правда, до конца, как нам хорошо живется, по стране, которой уже нет. Разве это не диво дивное, чудо чудное – передник Шуры (Анна Краснопольская), на котором черным по белому написано «Олимпиада-80», или апельсинового цвета галстук с олимпийским мишкой  у собирающегося в санаторий Кузякина-Евграфова (художник-постановщик – Марина Шепорнева)?

А музыка, звучащая в спектакле (музыкальное оформление заслуженного работника культуры РФ Руслана Родионова)? «На трибунах становится тихо» – звучит в тот самый кульминационный момент, когда Надя читает письмо мужа, в котором он сообщает, что уходит из семьи. В другом напряженном эпизоде звучит еще одна популярная «спортивная» песня того времени: «Мы верим твердо в героев спорта». Хорошо! Просто хорошо!

Хорошие слова говорит Вася Кузякин, провожая сына (Роман Рощин) в армию. «Лень, смотри там, чтоб не одна зараза на нашу землю...», – произносит он. И как произносит!
Очень трогательной показалась мне линия, которой нет в кинокартине Владимира Меньшова. Она связана с Володей-дурачком, которого играет Илья Васильев. Этот образ – символ нравственности, чистоты, русской духовности. Ведь именно после смерти Володи-дурачка, когда сотни голубей летали над его могилой прощаясь, потрясённый Вася Кузякин так полюбил этих удивительных птиц, почувствовав в них то, что необходимо его душе, в которой затаилось так много любви, чистоты и полета –  поэтического, неземного, горнего. «Любовь и голуби» – это история о любви, о верности, о желании и умение прощать, понимать и принимать – свою судьбу, ее удары, Божественную волю, наконец...
Тему преображения любовью продолжает и другой спектакль Белгородского театра – «Касатка» по пьесе Алексея Толстого в постановке самого народного артиста России, художественного руководителя санкт-петербургского Молодежного театра на Фонтанке, именитого режиссера Семена Спивака.

Признаюсь честно, я настолько растворилась в спиваковской «Касатке», где переплетаются ирония и грусть, лиризм и гротеск, где запутавшийся человек находит путь к свету, что забывала делать записи, которые обычно делаю по ходу спектакля. А в голове крутилось одно только слово: «Очень!».

Очень хороши режиссура, актерский ансамбль постановки, где каждый занятый в спектакле актер мастерски играет и усталость от жизни, и  преображение-перерождение любовью. Любовь возрождает и мятущуюся, разочаровавшуюся в жизни Касатку (Вероника Васильева), и непутевого князя Бельского (заслуженный артист РФ Виталий Бгавин), и «потомственного дворянина» Абрама Желтухина (Дмитрий Евграфов, в этой роли он другой, совсем не такой, как в «Любовь и голуби») – нахлебника, выпивоху, но, по большому счету, доброго малого, ставшего своеобразным символом одиночества, бездомности,  неприкаянности, и Илью Ильича Быкова (Игорь Ткачев), хозяйственного, трудолюбивого, основательного и твердо стоящего на земле мужика, который оказался не чуждым ни поэзии чувств, ни человеческих слабостей.

Самый обжигающий эпизод в спектакле – это необыкновенный по накалу страстей танец Ильи с Машей-Касаткой (балетмейстер – заслуженный деятель искусств России Сергей Грицай), с которой он, давно и безнадежно в нее влюбленный, умчался на тройке за пять минут до своего венчания с Раисой (Дарья Ковалевская).  Ошеломляющие звуки ударов кнута, светотени, вспышки молний и не размыкающие объятий влюбленные – все  это, скажу я вам, по-настоящему завораживает.

Несколько слов хочется сказать и о показанной владикавказскому зрителю знаменитой комедии Франсиса Вебера «Ужин дураков» в постановке главного режиссёра БГАДТ имени М. С. Щепкина, заслуженного артиста России Виталия Бгавина. Включение ее в гастрольный репертуар, должно быть, из той серии: зритель хочет от театра не только поучения, но и развлечения. Однако «Ужин дураков» – это не та комедия, где смех в зрительном зале вызывается тем, что кто-то поскользнулся на арбузной корке. Есть одно старое театральное правило, оно гласит: «Развлекая – поучай». И пьеса «Ужин дураков» как раз из разряда таких развелекательно-поучающих.

Тем более, что в спектакле задействован весьма сильный актерский ансамбль. Роль респектабельного Пьера Брошана мастерски играет народный артист России Виталий Стариков. А вот недотепы Франсуа Пиньона – уже хорошо знакомый и полюбившийся нашей публике талантливейший Дмитрий Евграфов, которому по плечу и комедийное амплуа.
«Ужин дураков», хоть и поставлен Виталием Бгавиным в классической манере, тем не менее, он не похож на другие версии этой известной драмы. И, что немаловажно, он не только веселит и развлекает зрителя, но и заставляет его задуматься над вечными нравственными проблемами.

И, наконец, последний, но немаловажный штрих к гастролям белгородчан – музыкальная сказка по мотивам одного из самых известных произведений немецкого писателя Вильгельма Гауфа «Карлик Нос» в постановке Игоря Ткачева.

Думаю, эта сказка и понравилась, и надолго запомнится нашим маленьким зрителям. Ведь в ней есть все, что интересно детям: и волшебный мир с его мистикой и магией, и яркость, и красочность, и много музыки. А главное – сказка учит разумному, доброму, вечному, тому, что внутренний мир человека гораздо важнее его внешности, и тому еще, что добро пренепременно всегда побеждает зло (во всяком случае так должно быть). А еще сказка учит тому, что семья играет огромную роль в жизни каждого из нас и что нужно бережно и с любовью относиться к своим родителям.

Ольга РЕЗНИК,
фото автора

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

Драма

6 апреля в 18:00, Основная сцена

Сотворившая чудо

Купить билет

16+

12 апреля в 18:00, Малая сцена

Метод Грёнхольма

Купить билет