А счастье было так возможно

В выходные на сцене Русского академического театра имени Е. Вахтангова с аншлагом прошла премьера спектакля «Три сестры» по пьесе  гениального  драматурга Антона Павловича Чехова. Постановка режиссера Изабеллы Каргиновой.

«Три сестры» - пьеса о счастье. Герои о нем мечтают, говорят, кричат, рассуждают вслух. Кто – то даже назойливо  убеждает себя и других, что он счастлив. Зачем? А как же жить без мечты? Тем более в маленьком губернском городке, где все  скучно и обыденно до боли. «В Москву, в Москву», - восклицают  сестры, и это не лозунг вовсе. Это надежда на перемены, на бурную полезную деятельность, на гармонию в душе. И что, собственно, мешает. Они в меру богаты, образованны, умны. Брата Андрея ожидают большие перспективы: он вполне может стать профессором, сделать карьеру ученого.

В первом акте пьесе на сцене царит эдакая эйфория: Ирине – младшей из сестер - исполняется всего 20 лет. Уже есть и поклонники: пылкий романтичный барон Тузенбах и мрачный молчаливый офицер Соленый. В городе расквартировался офицерский полк, а. значит,  будут застолье и танцы, песни под гитару и ряженые. Среди них Вершинин, муж своей жены и отец двух дочерей, но разочаровавшийся в любви, неудовлетворенный действительностью, осознающий свою слабость. Но Маша, которая вышла замуж в 18 лет за учителя Кулыгина, уставшая от его назойливой примитивной заботы, ищет себе героя. И находит в Вершинине. Все красиво: музыка, шампанское, свидания.  Ольга, старшая , тоже в приподнятом настроении: она занимается любимым делом, работает, учит детей, и тоже мечтает о Москве. И главным триггером, как сейчас говорят, всей этой системы должен стать брат Андрей Прозоров, по сути, глава семьи после смерти отца. Умный, подающий надежды, знающий языки, играющий на скрипке. Недаром писатель  ставит Андрея первым в афише пьесы. Он – главный герой.   По мнению сестер, помеха -  Наташа, невеста Андрея, нелепая, страдающая отсутствием вкуса – можно только пожалеть бедную.

Есть семья, есть дом, правда, режиссер и сценограф сразу дают понять, дома, как такого уже нет. Остался только  каркас, металлический, холодный, жесткий. И никакой самовар, подаренный Маше Чебутыкиным, как символ тепла и уюта, ситуацию вовсе не спасет. И причина  вроде даже не в его обитателях. Все добрые милые, славные. Все рассуждают правильно, но дальше дело-то не идет, слишком они вялы и безвольны.

Во втором действии все летит в тартарары. Андрей, проиграв большую сумму денег, закладывает дом и тем самым лишает сестер надежды на переезд. Офицерский полк покидает город, и в жизни Маши ничего не меняется. Тузенбах убит на дуэли, и  мечтам Ирины, вполне возможно заранее пустым, тоже не суждено сбыться. Ольга становится во главе учебного заведения, хотя не желала этого. Покидает дом друг семьи  Чебутыкин. И теперь уже Наташа хозяйничает над всем движимым и недвижимым имуществом, вручив мужу коляску с Бобиком и раз и навсегда поставив на свое место Ольгу, выгнав няньку из дома.

Какие времена, такие и нравы, хотелось бы сказать. Но нет, недаром режиссер одел героев  практически в современную одежду и решив музыкальное оформление в виде звучания «за кадром»  баллад культового автора – исполнителя Бориса Гребенщикова. Классика, она на то и классика. Вечно живая, вечно актуальная.  Наташи и Ирины, Андреи и Вершинины живут среди нас, только посмотрите получше. Одиночество и несбывшиеся надежды – тоже про нас.

«Три сестры» - пессимистическая пьеса, лиричная, тонкая, но с грустным финалом. Так распорядился автор. Но все же режиссер не хочет ставить такую безнадежную точку. И, думается, белый цвет кителей офицеров, покинувших губернский город, этому свидетельство. Новая жизнь должна наступить, но вот где и когда? А сестрам придется существовать в имеющихся обстоятельствах. И что будет  для них фатальным: пожар или лишение дома из – за долгов - остается вопросом.

В заключение  нужно сказать, что классические пьесы должны быть в репертуаре академического театра.  «Три сестры» - это эталон русской драматургии, большой испытательный экзамен для любого театрального коллектива.  Сдать его крайне непросто. Уважительное отношение к тексту, идеальный русский язык, яркая индивидуальная работа каждого и умение взаимодействовать в ансамбле, понимание режиссера и актера, сценическое и музыкальное решения – масса составляющих, которые в сочетании приводят к успеху.  Это серьезный, творческий процесс, не поддающийся мимолетной оценке, а требующий вдумчивого проникновения в действие, изучение деталей, их осмысление.  Русский театр предоставил нам такую возможность, наградив мартовской премьерой.

Тамара Бунтури

Вам может понравиться

Вся афиша

12+

Драма

4 мая в 18:00, Основная сцена

Сотворившая чудо

Купить билет

16+

25 апреля в 18:00, Малая сцена

Метод Грёнхольма

Купить билет